В свои девяносто лет Зайнап апа такая живая и жизнерадостная, что хочется открыть и посмотреть ее паспорт – может, шутит. «Живу с огромной благодарностью Всевышнему. Он дал и здоровье, и долгую жизнь». Когда мы пришли, она как раз готовила свои оладьи и ждала сына и невестку к утреннему чаю. Дети держат много скота – утренние дела быстро не заканчиваются.
В 89 лет – паломницей в Мекку
Несмотря на преклонный возраст, она дважды совершила хадж в Мекку. В первый раз её взяла с собой дочь Расима, живущая в Новошешминске, а во второй раз в прошлый Рамадан она поехала с внучкой Эндже, живущей в Набережных Челнах. «Там совсем другой мир: все люди совершают благие дела...» – до сих пор она любит рассказывать о чудесах во время паломничества.
Её родители были религиозной семьей, и в советское время, пусть и скрываясь, совершали богослужения. «Помню, как перед сном мой брат Хафиз говорил: «Мама, научи нас молиться», – вспоминает она. С детства росли, соблюдая пост. Мать Зайнап эби тоже была долгожительницей – прожила до 95 лет.
«Мы в детстве хлеба и не видели»
В семье было четверо детей – три брата и она. Но детские годы омрачило горе: брат Хафиз не смог пойти в пятый класс – опухли ноги и умер. Был очень способным, учился на «пятёрки». Когда начала опухать нога, его возили в Аксубаево – к знахарке-бабушке в деревне Узеево. «Твой мальчик упал на святое место», – сказала бабушка отцу и отпустила. Школа в то время находилась в здании мечети со срезанным минаретом. Хафиз рано ходил в школу. Однажды, когда он заходил в дверь, услышал грохочущий звук, испугался и выбежал обратно, там и упал с высоких ступенек мечети. Так вспоминает Зайнап апа те события.
Детские годы вспоминаются ей не особо беззаботными: как копали землю лопатами для посадки картошки, как собирали траву весной и летом, не доедали… Хотя она не помнит, как отец уходил на войну, но чётко помнит его возвращение: «Мама рано утром погнала скот, я почему-то проснулась. В это время отец вернулся домой. О, как мы тогда радовались!»
Никогда не боялась работы
Зайнап окончила семь классов, затем работала в колхозе. Два года ездила на торфяные работы в Ярославль. До восхода солнца шли на торфяное поле, готовили торфяные кирпичи.
На третий год девушка не смогла поехать на торфянку – вышла замуж за односельчанина по имени Мингалим. «В этом году я еще замуж не собираюсь», говорила она ему, но друзья жениха всё же уговорили девушку согласиться.
Прожили вместе с мужем шестьдесят четыре года. Оба работали на ферме: муж был животноводом, она – дояркой. Топили две печи, носили воду, ухаживали за скотиной, домашней птицей. Никогда не боялись работы.
Родили пятерых детей – три дочери, два сына (одна дочь умерла в юном возрасте): сегодня трое живут в своем селе, одна – в районном центре. Зайнап эби живёт с семьёй младшего сына Миншахита. Не может нарадоваться тому, что дети рядом.
- Нет дня, чтобы не вспоминала деда своего (покойного мужа), – говорит бабушка. В последние годы они оба ходили в мечеть, совершали намаз. Зайнап эби выучила арабские буквы и читает Коран. И сейчас, собираясь в мечети, десяток женщин совершают совместное чтение Корана (хатм).
«Этот мир он же обманчив, я прошу у Всевышнего, чтобы люди жили, исполняя дела обоих миров, воздерживаясь от запретного и выполняя веления. Чтобы и в мире этом жили красиво – учились и работали, и готовились к вечной жизни», - желает она искренне всем. Ее дети тоже не оставляют молитв и постов, в день нашей встречи одна дочь была в хадже.
Родные готовятся отметить юбилей любимой матери, бабушки и прабабушки в этом тёплом, гостеприимном доме, где пахнет свежими оладьями и звучат слова благодарности.
И пусть её жизнь, похожая на чистый родник, – где вера, труд и любовь смешались в единое целое, – продолжает течь неторопливо и мудро, даря окружающим тихую радость и спокойствие.
Подробнее: https://novoshishminsk.ru/news/iubilei/xvala-vsevysnemu-i-dolgoletie-dal...

