Киселев Александр Степанович родился 13 марта 1932г.
Родился в деревенской семье 1932 год - это был год великого неурожая в стране. Мы, селяне, не имея паспорта, работали на земле-матушке. В колхозе официально я начал работать в 12 лет. В годы войны был призыв: «Все для фронта!», поэтому все были мобилизованы для сбора урожая. После жатвы всех женщин выводили на сбор колосков.
Моя мама, Киселева Евдокия, родила 10 детей и вместе с мужем их воспитала – 5 сыновей и 5 дочерей. Я был самым младшим. За это маму наградили Золотой звездой и орденом «Мать героиня». Все члены семьи работали в колхозе, не имея документов на проживание. Накануне войны у нас был такой мощный урожай хлебов, да и всего, что даже на трудодни в этот год выдали по 700 грамм на трудодень. «Вот зажили» - радовались все. Но радость была недолгой, потому что 22 июня 1941 года по радиорепродуктору объявили о вероломном нападении Германских войск на нашу страну. В те моменты всеми, особенно молодежью, немецкая нация воспринималась с негодованием, как нация фашистов. Да и нашему руководству доставалось, дескать, как могли допустить, что немцы вторглись на нашу землю. А мужчины, которые постарше, безропотно начали собираться на фронт, выговаривая, что мы едем ненадолго, максимум на 2-3 месяца. «Разобьем эту гадину и вернемся», - говорили они. «Ведь у нас самая сильная Красная Армия, самое лучшее вооружение» и это немного успокаивало родных, и мы, пацаны, им верили. Только женщины, природой наделенные тонким чутьем, горько плакали, предчувствовали, что их родные и близкие уходят навсегда.
Так оно и случилось, потому что армия не была готова к такому отражению внезапного нападения. Командование было или в тюрьмах или в отпусках. Самолетов и танков было совершенно недостаточно. Даже винтовок, не говоря уже об автоматах, не всем солдатам хватало, и т.п.
Как только объявили о начале войны, из нашей семьи мобилизовали сразу двух моих старших братьев, Семена - 1912 г. рождения и Якова - 1922 г. рождения, двух зятьев – Николая (1916) и Павла (1918).В последующем был мобилизован старший брат Иван (1927), он воевал с бандеровцами до 1947 года в Западной Украине. Воевал успешно и был награжден боевыми орденами и медалями. Вернулся живым и здоровым. Работал на железной дороге помощником машиниста в г. Чите.
Брат Семен и зять Николай пропали без вести. Судьба их неизвестна до сих пор. Брат Яков погиб смертью храбрых 12 декабря 1942 г. под Сталинградом (была похоронка). После войны его останки были перезахоронены в братскую могилу, о чем свидетельствует его фамилия на обелиске.
Брат Федор (инвалид детства – одна нога была короче) во время войны работал на буксирном пароходе матросом. Они под Сталинградом переправляли солдат с одного берега на другой. Их буксир несколько раз подвергался бомбежкам, но они остались живы.
Что касается моей жизни в эти годы, суровые для нашей страны годы, и моего отношения к происходящему, то однозначно можно согласиться с высказыванием знаменитого писателя Василия Белова, такого же дитя войны, выросшего до армии в глухой деревне.
Я начал трудиться на земле – матушке с 10 лет. Этот труд нас и воспитывал как личность, и дал возмужание. Сначала это были легкие работы – посадка картофеля и других сельхозпродуктов, грабление, сгребание сена и т.д., а в возрасте 11-12 лет нас, крепышей, определяли на более сложную и трудную работу – косьба травы ручной косой, жатва хлеба на жнейке, запряженной лошадью, метание сена в стога или ометы и т.д. Я был крепким мальчиком, занимался спортом, учился неплохо, наверное, поэтому меня ставили на трудные участки, рядом со взрослыми, и я от них не отставал.
Бригада косцов была 12-14 человек, поле большое и длинное. Луга были заливные, как только вода уходила в пойму реки Кама – трава росла сочная, густая и запашистая. А как построили Куйбышевскую ГЭС – все луга ушли под воду.
После успешной заготовки кормов нас направляли на уборку хлебов. Я несколько лет, с 13 до 18, работал на жнейке, косил рожь, пшеницу и т.д., а женщины вязали снопы. Затем пахал землю плугом, запряженной лошадью.
Вот и Василий Белов сказал: «Наша молодая жизнь на селе была похожей – бесправная, бедная, однообразная…». Поэтому молодежь старалась как-то получить образование, она уезжала в города, кто-то поступал учиться, кто-то устраивался на работу, благо тогда работы хватало всем. Молодежь тогда искала работу, а не зарплату.
Надо отдать должное, что наше село было престижным, так как у нас была семилетняя школа, на балансе был фельдшерский пункт с фельдшером, был свой клуб, и село располагалось на берегу реки Кама. А с восьмого по десятый класс ходили учиться в районный центр за 7 километров по бездорожью. После окончания школы я поступил учиться в Махачкалинское пограничное училище. Успешно закончил и три года служил в качестве командира взвода. Затем по приказу Н.Хрущева наша часть попала под сокращение (1 млн. 200 тыс. военнослужащих всего по стране). Поступил работать слесарем - инструментальщиком и одновременно учился в КАИ на вечернем факультете. В 1959 году поступил на завод ЭВМ, на котором проработал 35 лет. Почетный ветеран завода.
Хочется отметить, что наше поколение, особенно во время войны, так идеологически воспитывали в школе, на сцене, дома, в СМИ, что нынешнему поколению и не снилось.
Несколько примеров. Я поступил в пограничное училище. С нами на курсе учились лезгины, грузины, армяне, чеченцы, татары и т.д. и никогда никакой вражды между нациями не было. В 1953 году, в день похорон Сталина, мы были на тактических занятиях в поле. Ровно в 12 часов наш преподаватель построил нас, и мы 5 минут стояли по стойке «смирно», так как было пятиминутное молчание. А в это время невдалеке мчалась машина. Курсант Карапетян выскочил из строя, зарядил винтовку и выстрелил с возгласом: «Почему не остановился, когда хоронят вождя?». Благо, что патроны были учебные.
И последнее. После окончания училища нас офицеров, меня и грузина Чучешашвили поселили в двухкомнатной квартире. Мы с ним дружно прожили 2,5 года, пока не женились. Никогда не ссорились, Жили, как братья. А сейчас?Причиной всему – отсутствие здоровой пропаганды по воспитанию молодого поколения, нравственного воспитания в семье, школе.