Сегодняшний наш герой – «зеленодолец», бронекатер БК-33. Был заложен в 1941 году на Зеленодольском заводе №340 и летом того же года спущен на воду под номером 22. Изначально планировалось передать его в Ладожскую флотилию, но в итоге он вошел в состав Волжской флотилии и вступил в бой в дни Сталинградской битвы, прикрывая с воздуха переправы и конвои на Волге. Затем по железной дороге был перевезен в Ейск и включен в состав Азовской флотилии уже под именем БК-33. Экипаж бронекатера по штату составлял 17 человек.
В октябре-декабре 1943 года катер участвовал в одной из крупнейших в истории Великой Отечественной войны десантной операции – Керченско-Эльтигенской. Только за первые четверо суток этой операции БК-33 только перебросил на Крымский полуостров 1600 солдат и офицеров, 30 тонн боеприпасов, 9 орудий и 15 минометов. При этом экипаж катера огнем уничтожил несколько пулеметных точек и минометных батарей. За эти действия командир БК-33 гвардии старший лейтенант Константин Иванович Воробьев был удостоен звания Героя Советского Союза. Затем в составе уже Дунайской флотилии бронекатер принимал участие в освобождении Молдавии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии.
БК-33 был в своем роде уникальным бронекатером: изначально он был вооружен не танковыми башнями от Т-34 (одну на носу поставят в 1944 году), а 76-мм зенитной пушкой Лендера на носу и 37-мм зенитным автоматом на корме. Несмотря на то, что командующий Азовской (а потом и Дунайской флотилий) Герой Советского Союза Павел Иванович Державин считал сочетание танковой башни и зенитного автомата идеальным вооружений для таких катеров, БК-33 остался единственным в своём роде. В биографии Константина Воробьева часто указывают, что он впервые в истории применил систему залпового огня с катера, но как мы видим, никаких установок М-13 «Катюша» на катере не было (хотя справедливости ради надо сказать, что на бронекатера они ставились, но не на БК-33).
На фотографии запечатлен БК-33 в столице Австрии – Вене, 1945 год.