- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВнокласснРСвЂВВВВРєРСвЂВВВВ
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВРЎР‚
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВровать ссылку
Казань славится своим многонациональным составом населения. Здесь проживают представители различных этнических групп, включая татар, русских, чувашей, марийцев и другие. Более двух веков на Казанском пороховом заводе рука об руку трудятся представители разных этносов для одной единой миссии – Служению Государству Российскому.
Изначально рядом с местами близ Казани жили татары. Здесь же стали обживаться татары-военнослужащие и отставные солдаты. Эта часть Пороховой слободы получила название «махалля Барудия» (от арабского слова «баруд», что значит «порох»).
Рядом с предприятием в 1805 году построили первую мечеть в Пороховой слободе. Основные прихожане – военнослужащие-мусульмане, работавшие на заводе. Уже с 1821 года завод официально начал выплачивать жалование мулле в размере 100 рублей в год.
Религиозные гонения
Шли годы. В СССР религиозные храмы закрывались и перестраивались под общественные нужды. В 1920-1930-е годы руководство партии ограничивало гражданские права верующих. Это проявлялось в запрете религиозного образования и литературы, лишении избирательных прав. К мусульманским и православным священнослужителям применялись административные и уголовные меры преследования. Кульминацией было принятие Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года, которое оставалось в силе с некоторыми изменениями до 1990 года.
Когда советская власть ослабила свое отношение к вероисповеданию, началось восстановление религиозных зданий. В том числе была построена мечеть «Рамазан» в Кировском районе, при строительстве которой приняли участие рабочие Казанского порохового завода.
«Үзгәртеп кору, яңарыш җилләре халык күңелендә ничә еллардан бирле пыскып торган дин учагын дөрләтеп җибәрде. Һәркайда җимерелгән, көлгә әйләнгән мәчетләр урынына яңалары төзелә, исән-имин калганнары дин тотучыларга кире кайтарыла», – Рөстәм хаҗи Сәфиуллин. («Перестройка принесла в сердца верующих ветер перемен и многолетнее религиозное тление загорелось ярким пламенем. Повсеместно стали восстанавливаться разрушенные и превращенные в пепел мечети, а те что были переданы в общественные нужды возвращаться религиозным общинам», - хатиб мечети «Рафик» Рустем хажи Сафиуллин).
Начало большого и светлого пути
12 июля 1989 года состоялось первое собрание по созданию татарской национальной общины в Кировском районе, а 25 марта 1990 года началось строительство мечети «Рамазан». Было проведено много встреч, где обсуждались вопросы строительства, финансирования, всеобщие сборы по предприятиям и верующим. Параллельно решался вопрос о подготовке людей, которые будут заниматься религиозным обучением детей, ведь только так можно было решить пробел десятилетних гонений веры.
Важным аспектом в этом деле стала солидарность. Люди несмотря на вероисповедание вносили свою лепту, не остались в стороне и руководители предприятий. Помогали техникой, деньгами, рабочей силой. Совместными усилиями началось строительство...
О грандиозной стройке нам поведал имам хатиб мечети «Рафик» Рустем хазрат Сафиуллин. Он, будучи работником 9 отдела Казанского порохового завода, со многими трудящими предприятия был знаком. Когда началось возрождение религии принимал активное участие в агитационной работе. Посещал школы района. Основаня цель – формирование общины, куда бы входили родители мусульмане для дальнейшего строительства татарской гимназии. Данные деяния оценивал, как дождь в самую засушливую пору: «Это было пробуждение нации и избавление от алкогольного опьянения», – говорит Рустем Сафиуллин.
В 1989 году назначили ответственных людей и организаторов стройки: раис – Рустем Сафиуллин, казначей – Файзрахман Нагимов, бухгалтер Мубаракша Сафиуллин и многие другие. Имамом выбрали одного из старейших сотрудников завода Давлетгали Мингалеева. Он стал основателем династии, представители которой продолжают трудиться на оборонном предприятия по сей день. В годы Великой Отечественной войны Давлетгали Мингалеев работал на участке обработки целлюлозы, где с помощью вил закладывал в баки продукцию. Спустя пять лет ручной труд удалось механизировать. Родные до сих пор вспоминают его рассказы о тех тяжелых временах: «Порой сутками не уходили домой, заканчивалась одна смена и начиналась вторая. Немного отдохнув, прямо на рабочих местах, вновь приступали к выполнению производственных задач.Выжить помогала только вера». После выхода на пенсию он посвятил себя строительству мечети «Рамазан».
25 марта 1990 года заложили первый камень фундамента будущей мечети. Совершенно бескорыстно помогали жители района, принимали участие в охране стройки. Для отделки мечети требовался красивый кирпич. Его нашли в городе Канаш (Республика Чувашия). Здесь тоже не обошлось без трудностей. Данный вид кирпича выдавали строго по путевкам. Некоторые старцы, услышал об этом, даже заплакали. Но нашлись хорошие люди. Узнав на что именно требуется материал – выписали 95 тысяч кирпичей.
95 тысяч кирпичей – это 28 рейсов (общей продолжительностью 5 месяцев) на автомобиле «КАМАЗ». Одна перевозка длилась 35-40 часов. В Канаше водитель и сопровождающий грузили машину, в Казани ждали 12-15 человек для разгрузки.
На строительство мечети в целом было использовано около 1 миллиона кирпичей, 800 тысяч из них был казанский: «Кирпичприезжал с местного завода горячим. Его разгружали руками, чтобы не обжечься, поливали водой. Последующие разгрузки делались при помощи крана, - вспоминает Рустем хазрат, - Толщина стены составила 1 метр и это было нам на руку, когда встал вопрос о подключении отопления».
Путь к становлению мечети был усыпан испытаниями и именно их преодоление еще крепче объединяло верующих. Ее открытие состоялось в 1994 году.
Заводчане, принявшие непосредственное участие в строительстве мечети «Рамазан»
Рустем Сафиуллин – нашел смысл жизни в религии. Принимал непосредственное участие как в строительстве, так и в организационных делах. Сегодня, будучи имамом мечети «Рафик» обеспокоен религиозным воспитанием детей и молодежи. Занимается распространением канонов ислама, чтобы потомки не забывали своих истоков.
Давлетгали Минвалеев в 1989 году стал имамом мечети «Рамазан». Строительство мечети прошло под его непосредственным руководством. В 1995 году, придя на полуденный намаз, он умер на руках верующих.
Файзрахман Мухаметнагимов был казначеем мечети. Под его чутким контролем были отлиты 6 полумесяцев, но их установку ему не было суждено увидеть…
Мубаракша Сафиуллин при строительстве мечети исполнял разные обязанности – от помощника казначея до сторожа. Ходил по учреждениям с просьбой о поддержке строительства. Казанский пороховой завод помог тогда не только деньгами, но и стройматериалами. При его участии был покрыт пол и выделено листовое железо для кровли.
Габдрахман Гаязов выйдя на заслуженный отдых, в 1990-е годы по нуждам мечети обивал пороги чиновников и руководитей предприятий.
Адгам Абдуллин – коренной кировчанин. Проработал на пороховом заводе 25 лет. При строительстве мечети, не боясь, брался за любую работу. После открытия трудился здесь слесарем-электриком.
Мавлетзян Исрафилов окончив Казанский государственный университет в 1990 году поступил на должность главного редактора газеты Казанского порохового завода. В строительстве мечети «Рамазан» принимали учатие ветераны предприятия, о многих тогда выходили заметки в заводской газете.
Исмагилов Хафиз принимал непосредственное участие в возведении мечети и до 1998 года был помощником раиса.
А знаете ли Вы, что...
Одна из превых мечетей в мире построена в 622 году. Это Аль-Масджи́д ан-Набави́ (мечеть Пророка Мухаммада) – крупнейшая мечеть в Саудовской Аравии в городе Медина.
В 622 году досточтимый Пророк Мухаммад переселился в Ясриб (старое название Медины). Каждый житель почитал за честь поселить Мухаммада у себя. Но местом жительства, а позднее и мечети была выбрана территория, где с соизволения Всевышнего остановился верблюд Пророка. Благословенная земля, избранная благородным животным, принадлежала двум мальчикам – сиротам, которые с радостью согласны были подарить ее. Но досточтимый Пророк не смог принять такой щедрый дар, заплатил десять динаров и немного погодя вместе со сподвижниками и жителями Медины принял непосредственное участие в сооружении дома Всевышнего.
Материал подготовлен заведующей музеем Г.А. Заляловой на основании книги “Исламга кайту” 1995 года и воспоминаниям имам хатиба мечети «Рафик» Рустема хазрата Сафиуллина




