Точных сведений о том, кто был инициатором этой операции, нет: по разным свидетельствам это был или нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов, или командующий авиацией ВМФ С.Ф. Жаворонков, или, что вполне вероятно, сам И.В. Сталин.
27 июля 1941 г. Ставка утвердила план военно-морского ведомства: 1-му минно-торпедному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота под командованием Е.Н. Преображенского была поставлена задача «неоднократными бомбардировками военно-промышленных объектов гор. Берлина деморализовать политический и промышленный центр Германии».
Примечательно, что летчики этого полка еще раньше самостоятельно обсуждали маршрут на германскую столицу и даже список экипажей.
Для выполнения задания были отобраны 16 лучших экипажей, имевших опыт боевых действий в советско-финляндской войне и не менее пятнадцати боевых вылетов с начала Отечественной войны. 2 августа оперативная группа в полном составе вылетела с авиабазы в Беззаботном под Ленинградом на аэродром Кагул на острове Эзель Моонзундского архипелага, который был самой западной точкой, которая еще контролировалась советскими войсками, хотя и была уже в тылу противника. Запасы топлива, авиабомбы, другое необходимое оборудование, имущество и продукты питания пришлось доставлять по заминированному Финскому заливу быстроходными тральщиками и самоходными баржами.
Перед решающим стартом решено было провести пробные полеты.
В ночь на 3 августа летчики бомбили военно-морскую базу немцев Свинемюнде, взяв при этом полный запас горючего и бомб, как для полета на Берлин.
В ночь на 4 августа был вылет на Данциг.
В ночь на 6 августа несколько экипажей отправились в разведывательный полет к столице Германии для изучения организации берлинской ПВО. Выяснили, что зенитная оборона расположена кольцом вокруг города в радиусе 100 км и имеет много прожекторов, способных действовать на расстоянии до 6 км. Путь туда и обратно составлял около 1800 км. Продолжительность полета – 6,5 - 7 часов. Каждый экипаж четко знал объект своего удара.
Прогноз погоды в ночь с 7 на 8 августа был благоприятный. В девять часов вечера 7 августа 1941 г. 15 (по другим данным – 13 или «две шестерки») самолетов, снаряженные бомбами и агитационными листовками, поднялись в воздух с аэродрома Кагул. Флагманом шел Е.Н. Преображенский, вторую группу вел В.А. Гречишников, третью – А.Я. Ефремов. Летели на предельной высоте в 7 тысяч метров, температура в кабинах самолетов достигала минус 35-40 градусов, летчикам приходилось работать в кислородных масках.
Из воспоминаний штурмана П.И. Хохлова:
«Берлин мы увидели издалека... От неожиданности я оторопел – фашистская столица освещена. А мы у себя на Родине уже сколько времени не видели огней городов… Аэронавигационными огнями Преображенский подает идущим за флагманом экипажам команду: рассредоточиться, выходить на цели самостоятельно.
Я вывожу флагманский самолет к Штеттинскому железнодорожному вокзалу. Конфигурация освещенных улиц, площадей четко различима с воздуха. Видно даже, как искрят дуги трамваев, скользящие по электрическим проводам. Отсвечивает в огнях гладь реки Шпрее… Цель! Теперь только цель. И вот она перед нами. Вот вокзал, опоясанный паутиной рельсовых путей, забитых железнодорожными составами.
– Так держать! – передаю я в микрофон командиру корабля. Открываю бомболюки. Снимаю бомбы с предохранителей. Берусь рукой за бомбосбрасыватель. И когда самолет подошел к цели на угол бомбосброса, я нажал кнопку. Бомбы, одна за другой, пошли вниз».
Светомаскировку в Берлине включили только после того, как упали первые бомбы и запылали пожары. Потом открыла огонь зенитная артиллерия, в небе появились ночные истребители. Однако первая в истории Великой Отечественной войны советская бомбардировка Берлина уже состоялась. На столицу рейха сбросили бомбы 5 экипажей, остальные бомбили Штеттин. Стрелок-радист флагмана В.М. Кротенко спешно передал радиограмму с заранее условленным текстом: «Мое место Берлин. Задачу выполнил. Возвращаюсь».
Все наши самолеты вернулись на аэродром без потерь.
Известный факт. На следующий день немецкие газеты опубликовали сообщение: «Английская авиация бомбардировала Берлин. Имеются убитые и раненые. Сбито шесть английских самолетов». На это англичане ответили: «Германское сообщение о бомбежке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация над Берлином не летала». Оказалось, что Берлин в эту ночь бомбила «полностью уничтоженная» (по словам Й. Геббельса) советская авиация.
Сталин на это заметил, что немцы и англичане разберутся сами, а советские летчики достойны самых больших похвал. Приказом наркома обороны СССР № 0265 от 8 августа 1941 г. личному составу самолетов была объявлена благодарность. Каждому летчику было выплачено по 2 тысячи рублей. Денежное вознаграждение отныне полагалось каждому члену экипажа, сбросившего бомбы на Берлин. Верховный Главнокомандующий лично ходатайствовал перед Президиумом Верховного Совета СССР о награждении наиболее отличившихся.
13 августа 1941 г. полковник Е.Н. Преображенский, капитаны В.А. Гречишников, А.Я. Ефремов, М.Н. Плоткин и П.И. Хохлов были удостоены звания Героя Советского Союза. Другие члены летно-технического состава 1-го минно-торпедного авиаполка получили высокие государственные награды.
До 5 сентября 1941 г. советская авиация бомбила Берлин и другие германские города 10 раз. При бомбардировках использовались фугасные, зажигательные и «агитационные» бомбы с листовками. На бомбах, по воспоминаниям летчиков, красной краской было выведено: «Гитлеру», «Герингу», «Геббельсу», «Гиммлеру»… Кроме Берлина удары наносились по запасным целям – Штеттину, Кольбергу, Мемелю, Данцигу, Либаве. Последующие налеты проходили в совсем иных условиях: берлинская ПВО отныне реагировала оперативно, противник встречал советские самолеты ожесточенным огнем. Летчикам приходилось каждый раз менять тактику и действовать на предельной высоте, однако теперь потери были неизбежны.
Несмотря на то, что материальный ущерб от советских бомбардировок Берлина был относительно незначителен, их колоссальный моральный эффект и политическое значение сомнению не подлежат.
Подборка документов РГАСПИ к истории бомбардировок Берлина советской авиацией в августе – сентябре 1941 г. опубликована на сайте Российского исторического общества. https://historyrussia.org/tsekh-istorikov/archives/do..
#музеймемориалвойны
#НациональныймузейРТ
Корпункт: