Вслед за евреями стали расстреливать цыган, коммунистов-подпольщиков и советских военнопленных. Расстрелы в Бабьем Яре не были первыми массовыми казнями, но стали самой масштабной на тот момент нацистской акцией по числу единовременных жертв.
🗓 27 сентября по всему городу были расклеены объявления, в которых всем евреям Киева предписывалось утром 29 сентября явиться на угол Мельниковской и Дохтуровской улиц. При себе они должны были иметь документы, тёплые вещи и ценности. Не исполнившим приказ грозил расстрел.
❗ Сами немцы не ожидали, что многие евреи выполнят это предписание и явятся на сборный пункт. Новый командир айнзацгруппы СС Макс Томас сообщал в Берлин в одном из донесений: "Хотя первоначально можно было рассчитывать на явку примерно 5000–6000 евреев, явилось более 30 000 евреев по причине необычайно квалифицированной организации, тем более что они верили в то, что их перевезут в другое место, до момента казни".
Акция задумывалась как исключительно антиеврейская. Но многие люди, состоявшие в смешанных браках, не пожелали разделиться с семьёй и прибыли на место сбора, хотя и не являлись евреями.
Место будущих казней было выбрано немцами с расчётом. Бабий Яр был очень удобен для проведения массовых экзекуций. Большое количество естественных рвов и оврагов значительно экономило силы и время организаторов, поскольку не требовалось рыть огромные могилы для захоронения убитых.
Кроме того, место располагалось за городом, вдали от любопытных глаз. Его было удобно держать в оцеплении, к тому же шум выстрелов не доносился до города и не пугал обывателей. Именно по этой причине немцы вплоть до своего ухода из города облюбовали Бабий Яр в качестве места для массовых казней своих жертв.
После прохождения кордона жертвы отдавали все свои вещи. Далее их отводили партиями к оврагам, где их уже поджидали расстрельные команды. Всё было организовано с исключительно немецкой педантичностью. Конвейер смерти работал без сбоев, обязанности были чётко распределены, каждый занимался своим делом.
Одни сторожили жертв, ожидавших своей казни в стороне. Другие вели их к месту казни и укладывали. Третьи стреляли, четвёртые подносили патроны. Пятые курили и отдыхали, ожидая своей очереди встать к "конвейеру". Шестые относили одежду и ценности на импровизированный склад и сортировали их. Седьмые подвозили еду для палачей и обслуживающего персонала. Восьмые увозили рассортированные вещи жертв на склад.
Работало одновременно несколько расстрельных команд в разных частях Бабьего Яра. В общей сложности порядка 150 человек. Жертв подводили к краю оврага, приказывали ложиться лицом вниз, а немцы из расстрельных команд стреляли им в затылок. После этого подводили новую партию жертв, которых укладывали прямо на трупы ранее убитых.
Немцы очень заботились о своём персонале и следили, чтобы никто не перетрудился и каждый был занят своим делом. У каждого стрелка был свой подносчик патронов, который приносил и помогал заряжать магазины. Кроме того, каждые 15 минут стрелки меняли друг друга. Партия отдыхавших возвращалась в овраг, а утомившиеся палачи шли отдохнуть и перекурить. Иногда палачи и подносчики патронов менялись ролями.
Расстрелы проходили по стандартной технологии айнзацгрупп. Первыми расстреливали мужчин и физически крепких жертв, напоследок оставляли женщин, детей, стариков и больных. Это делалось для того, чтобы жертвы, уже знавшие, что их ждёт, не попытались оказать сопротивление (женщины и старики были слишком слабы для этого).
В первый день расстрелы проходили с утра и до 18 часов вечера. После чего палачам дали отдохнуть и отпраздновать это событие специально выданным по такому случаю шнапсом. В этот день было расстреляно около 21–22 тысяч человек. На второй день расстрелы продолжились, но в чуть меньших масштабах. Было расстреляно примерно 11–12 тысяч человек.
Собранные вещи жертв и ценные предметы вывозились грузовиками на склад. Всего удалось загрузить более 130 грузовиков. Часть вещей, несомненно, была присвоена участниками казни прямо на месте. Но большую часть всё же отвезли для дальнейшего распределения. Самые лучшие вещи убитых и ценности были отправлены в Германию. Вещи похуже раздали местным фольксдойче (украинцам немецкого происхождения). Часть отправили в полевой госпиталь СС неподалёку.
Инициаторами кровавой бойни были три человека на местах. Военный комендант Киева Курт Эберхард, высший руководитель СС и полиции на Юге России Фридрих Еккельн и командир айнзацгруппы "С" Отто Раш.
Все трое были идейными эсэсовцами. Эберхард хотя первоначально и был кадровым военным, тем не менее увлекся новой национал-социалистической идеологией. Еккельн, вступивший в СС вскоре после его создания, специализировался на терроре на оккупированных территориях и занимал руководящие посты в аппарате СС и полиции. Отто Раш — прекрасно образованный юрист, в совершенстве владевший несколькими европейскими языками, сделал карьеру в СД (Служба безопасности рейхсфюрера СС). И именно по этой линии был откомандирован руководить айнзацгруппой "С", действовавшей на Украине.
Непосредственное участие в казнях принимали несколько подразделений. Зондеркоманда 4А (входившая в состав айнзацгруппы "С") под командованием Пауля Блобеля. Несколько подразделений полицейского полка "Юг" и украинская вспомогательная полиция.
Судьба участников
Военный комендант Киева Курт Эберхард в 1942 году был уволен из вермахта по старости. После войны был взят американцами в плен и покончил с собой. По другой версии, умер от старости.
Начальник айнзацгруппы "С" Отто Раш в октябре 1941 года был отправлен служить офицером связи при рейхскомиссаре Украины Кохе. После войны был фигурантом Нюрнбергского процесса по делу об айнзацгруппах, но умер в тюрьме, не дождавшись приговора.
Пауль Блобель — начальник зондеркоманды 4А, непосредственно принимавший участие в расстрелах, в начале 1942 года был уволен за пьянство. Затем принимал участие в уничтожении улик и заметании следов массовых казней. После войны был фигурантом Нюрнбергского процесса по делу об айнзацгруппах, был признан виновным в уничтожении десятков тысяч людей и повешен в 1951 году.
Один из инициаторов казни — Фридрих Еккельн — до конца войны занимал посты высшего руководителя СС и полиции в нескольких регионах, как на востоке, так и на западе. В последние дни войны командовал корпусом СС. Был взят в плен советскими войсками. Повешен в Риге в 1946 году.
В 60-х годах в ФРГ состоялся судебный процесс над 11 рядовыми участниками зондеркоманды 4А. Семеро из них получили сроки тюремного заключения от 4 до 15 лет. Трое были оправданы и ещё один скончался, не дождавшись приговора.



