ЯКИМОВ ИГОРЬ МАКСИМОВИЧ
Якимов Игорь Максимович
Родился 20 декабря 1936 года в Казани
Профессор кафедры АСОИУ КНИТУ (КАИ)
Академик Международной академии связи
Член-корреспондент Международной академии информатизации
К началу ВОВ мне было всего пять с половиной лет. Из довоенного периода мне почему то запомнилось всего одно событие – установка радио-точки в квартире. Кажется она в то время была единственной в доме №5 по улице Вишневского, где проживала моя и ещё 9 семей. Это событие напрямую связано с другим отчётливо запомнившимся мне событием – началом ВОВ. 21 июня 1941 года был солнечный тёплый день. Мы – ребята гуляли во дворе и окно в квартире с установленной радиоточкой было открыто. Примерно в полдень отчётливо и громко было передано сообщение о вероломном нападении на нас фашисткой Германии. Это событие сильно опечалило людей, но скорее всего из-за массированной предвоенной пропаганды народ надеялся на то, что СССР подготовлен к войне и быстро разгромит фашистов.
Увы всё получилось совсем не так. На самом деле население нашей страны на долгие четыре года было брошено в режим полуголодного состояния. За нашим домом находился сад, в котором во время войны нарыли окопов. Казань бомбили, по моему, всего два раза и оба раза безуспешно для немцев. Помню вой сирен, опустевшие улицы, но бомбоубежищ поблизости не было и поэтому люди отсиживались по домам.
Была введена карточная система распределения продуктов и одежды. На детей давали по 300 граммов хлеба в день. С другими продуктами было ещё хуже. Иногда в последние годы войны я ходил в хлебный магазин и получал хлеб на семью – кирпич с довеском. Перед магазином, как правило, стояли нищие. За другими продуктами выстраивались большие очереди. Помню я и походы в керосиновую лавку, т.к. пищу, как правило, готовили на керосинках, примусах и керогазах. Есть хотелось всегда. Мясные блюда в семье варили всего один-два раза в неделю. Наша семья сажала картошку и она то и выручала нас, не давая погибнуть от голода. Как сейчас помню как мама в печке пекла блины, из прокрученной через мясорубку картошки на постном масле, а мы трое детей в семье по очереди получали и ели эти блины. Моя мама вместе с соседкой по дому в войну возила по магазинам хлеб с третьего хлебозавода; летом в тележке и зимой на санях. Они собирали хлебные крошки и пекли нам из них куличи – это была «вкуснятина». Основная еда была жареная картошка и картофельный суп, который мы называли «похлёбкой», он состоял из воды, соли, картошки и лука, поджаренного на подсолнечном масле.
В то же время мы дети не чувствовали себя совсем уж несчастными, наверное потому что все находились в одинаковых условиях. Родители работали, им было некогда заниматься воспитанием детей и мы были предоставлены самим себе. Одеты все были очень скромно и тогда вообще не было культа одежды. В школе требовали только чтобы одежда бала чистой, пусть она даже будет в заплатках, но без дыр. В нашем доме росли вместе со мной ещё четыре одногодка с 1936 года рождения. Все ребята летом ходили босиком. Основные походы на речку Казанку купаться, через Арское кладбище. Рядом с домом находился Центральный парк культуры и отдыха, вход в который был платным, но мы проникали туда «через забор». В парке по выходным дням играл духовой оркестр, на открытой эстраде проводились концерты, был читальный зал и обсерватория, в которой можно было послушать тематические лекции о звёздах, планетах и луне и посмотреть на них в телескоп. Мне очень нравился раздел парка «База тихого отдыха», в которой также был читальный зал и можно было на открытом воздухе поиграть в шахматы, а заросли по склонам оврагов напоминали лес. По праздникам в парке проводились народные гуляния в т.ч. сабантуй, куда мальчишки также пробирались через забор, денег у родителей не было. Футбол у мальчишек был любимой игрой, играли тогда, как правило, «тряпичным» мячом. Кроме того играли в волейбол, баскетбол, городки и другие игры. В школах того времени было множество кружков различного профиля в т. ч. в каждой школе был «свой» хор. Спортивные секции были как в школе, так и в районах города. У меня был очень звонкий голос и я до седьмого класса активно выступал в художественной самодеятельности читал стихи на всех школьных концертах. Жизнь не определяется только едой.
Когда Красная армия начала побеждать мы с большим вниманием и удовольствием слушали сообщения Левитана о победах и кононады передаваемых по радио салютов. Особенно ярко запомнился день победы - 9 мая 1945 года. Был ясный и солнечный день, ликовавший народ устремился на площадь свободы, начались массовые гуляния. Мой сосед из дома, старше меня на три года, вынес во двор свой аккордеон (Hohner) и заиграл на нём а окружившие его люди стали петь и танцевать. Кажется, что за всю историю существования СССР и РФ победа в ВОВ была самым значительным событием в жизни людей и мы дети войны кажется навсегда остались настоящими патриотами своей Родины.
Казалось, что всё худшее уже позади. Но долог ещё был путь к «нормальной» жизни от голода и разрухи. Старшие, и в том числе мои родители, никогда не критиковали существующие порядки в стране, это было чревато серьёзными последствиями, приравненными к уголовным деяниям (статья 58 пункт 10). До сих пор помню два моих «детских» рассуждения в послевоенное время в условиях сильнейшой пропаганды и развешенных по городу многочисленных плакатов «великого вождя всех народов» с девочкой-собирательницей хлопка Мамлякат «Спасибо Сталину за наше счастливое детство». Мои детские рассуждения про светлое коммунистическое будущее: первое - «как это можно сделать так, чтобы сахару было сколько хочешь, это же невозможно» и второе «как же это живут люди в капиталистических странах (у нас утверждалось, что у них несчастная жизнь, значительно хуже нашей), когда мы жили очень плохо.
Скоро исполнится 68 лет после окончания ВОВ, но сказать о своей счастливой жизни, по-моему, могут лишь 5 -10% населения страны – олигархи, изловчившиеся приватизировать народное богатство. Жизнь остальных людей назвать счастливой язык не поворачивается. Если раньше при правлении коммунистов была ясная и понятная цель – построение коммунистического общества - это должен был быть рай на земле, то сейчас совершенно непонятно куда ведут страну наши руководители, как говорится, «без руля и без ветрил» и очень похоже, что они создают рай для очень ограниченного круга людей.
Что положительного можно сказать о военных и послевоенных годах. Конечно, у людей было неравенство, но оно не бросалось в глаза. Каждый мог выбрать себе дорогу в жизни и шагать по ней. Например, я после окончания семи классов школы в 1951 году поступил в Казанский электротехникум связи. Отмечу, что в то время после семи классов взималась плата за обучение в размере 150 рублей в год. А в техникуме выдавалась стипендия - 140 рублей в месяц на первом курсе, с добавлением 20 рублей на каждом последующем курсе. Кроме того, тогда в техникуме связи был мощный, весьма дееспособный педагогический коллектив, несравнимый со школьным. Особую роль в моей дальнейшей судьбе сыграл математик – Поливанов Иван Петрович, прививший мне любовь к своему предмету на всю дальнейшую жизнь. А дальше была служба в армии, учёба на вечернем отделении КАИ имени А.Н. Туполева, аспирантура в МВТУ имени Н.Э. Баумана, работа в СКБ. Особенно интересным и наиболее значимым для себя считаю работу в СКБ завода ЭВМ, в котором я создал и руководил направлениями по автоматизированному проектированию средств вычислительной техники и математическому обеспечению автоматизированных систем управления технологическими процессами. Особенно успешным для себя считаю период времени когда проектировалась и запускалась в производство ЭВМ ЕС – 1033. Руководимый мной отдел №7 успешно влился в созданный Гусевым В.Ф. коллектив, это не побоюсь этих слов бло созвездие талантливейших и дееспособных специалистов, работать с которыми было одно удовольствие. Работать было трудно, но навсегда осталось чувство необходимости выполненной работы. В настоящее время работаю профессором в КНИТУ (КАИ) имени А.Н. Туполева.
А как сложилась судьба остальных моих ровесников – соседей по дому. Один из них закончил вечерний техникум и работал начальником депо в трампарке. Остальные трое стали квалифицированными рабочими.
Ещё раз отмечу, что каждый из нас сам выбирал себе свой жизненный путь, как правило, без давления родителей, и шёл по нему. Конечно, не все возможности удалось реализовать, можно было достичь и большего. Но что поделаешь, такова уж судьба.