Нет ничего ценнее жизни

Нина Яковлевна Продубнова, ветеран ТатНИПИнефть, редко отвечает на чьи-либо звонки. Бывшая заключённая концлагеря осталась одна в свои 84 года. Судьба испытывает её на прочность практически всю жизнь.
Если бы не бывшие коллеги, которые шефствуют над пенсионеркой, то и телефон был бы попросту не нужен. Именно их она считает за самых близких людей. Единственная дочь умерла много лет назад, а муж из-за переживаний перенёс два инсульта, последний оказался для него роковым. Сама Нина Яковлевна живёт воспоминаниями о родных, но прорываются в них и события давно минувших военных лет.
В транзитный лагерь советских военнопленных на территории Гомельской области маленькая Ниночка попала вместе с дедом, бабушкой, мамой, старшей сестрой и младшим братом. Жили в холодных, сырых бараках, всегда хотелось есть. Раздобытые где-то случайно консервные банки заменяли тарелки и кружки — в них наливали похлёбку. Её в обед выносили в огромных бочках, к которым выстраивалась длинная очередь из осунувшихся, ослабевших, почерневших людей.
Баланда состояла из неочищенного картофеля с овсом — в родной деревне так кормили скотину, но изголодавшиеся люди с жадностью разбирали и это. От недоедания дед и брат Нины умерли. Сестер — 8-летнюю Лиду и 12-летнюю Раю немцы обязали работать, девочки копали траншеи для будущих убитых. Больше всего истребляли евреев, расстреливали вместе с детьми, и люди, идя на расстрел, пытались по дороге выбросить детей в овражки и ямы: вдруг выживут?!
«Помню, однажды старшая сестра Лида пришла с работы, открыла свой котелок для баланды, а там теплая красная кофточка для меня осталась видимо, от какого-то ребёнка, — вспоминает узница. — Мама расплакалась, ведь за это могли убить всю семью!»
В 1944 году их освободила Советская армия. Солдаты практически за руки выводили обессиленных людей, пытались накормить досыта и предупреждали о том, что возвращаться на свои земли не стоит, там всё разрушено, а поля и дороги — заминированы. Но люди шли: дом есть дом. Некоторые подрывались.
В 1960 году семья переехала в Бугульму к родственникам. Нина устроилась на хлебозавод… и впервые в 22 года попробовала сладкий чай! Впечатления запомнились на всю жизнь.
А вот конфеты впервые ей удалось попробовать, когда ей было больше 30-ти.
Это потом, устроившись лаборантом в «Татнефтепроект», а позже «ТатНИПИнефть», где она проработает 28 лет, позволит себе некоторые излишества, но голодные военные и послевоенные годы не отпустят насовсем. Привычку жить скромно, ценить каждый кусочек она пронесёт через долгие годы и будет стараться разъяснять молодым, что нет ничего вкуснее хлеба, нет ничего ценнее человеческой жизни и возможности радоваться близким и родным.
Елена Филатова Фото предоставлено Н. Продубновой.