Пыпкина Лидия Аверкиевна
Шёл сентябрь 1941 года. Обычно шумный 5а был удивительно спокоен. Ребята сидели за партами тихо, не шевелясь. Они смотрели, как их любимый учитель химии и биологии Александр Иванович Савушкин ходит по классу от одного шкафа к другому, что-то убирает в ящички учительского стола. Он уходил на фронт. Добрый отзывчивый, с юмором, прекрасно знающий предмет, любящий детей. Дома оставалась одна мать. Спустя несколько месяцев мы узнали, что наш любимый учитель пал смертью храбрых под Киевом. То, что началась война, мы видели повсюду. Ввели хлебные карточки, появились большие очереди за хлебом продуктами, которые вскоре пропали совсем. По железной дороге (наш городок Шахунья в Горьковской области был узловой станцией) шли закрытые брезентом составы с танками, пушками. В простых вагонах теплушках ехали солдаты на фронт. Ввели затемнение окон. На ночь их очень плотно завешивали шторами, одеялами, чтобы даже маленький лучик света не проникал на улицу. В городе формировались дивизии. Зимой солдаты в белых полушубках чётким строем проходили на стан
цию, откуда в теплушках уезжали на фронт. Среди населения не было равнодушных. Вечерами вязали для фронта перчатки, шили кисеты. Несовершеннолетние поступали на работу в паровозное и вагонное депо. Я тоже, будучи четырнадцатилетней, ушла работать в паровозное депо. Сначала ученицей токаря, а спустя несколько месяцев, сдав экзамен на разряд, стала работать самостоятельно. Научилась вытачивать из металла детали (втулки, гайки, болты, клапаны, шайбы с резьбой и без резьбы). Сначала работала по второму разряду, а потом и по 3, 4, 5. Мы работали по 12 часов. В ночные смены, особенно в 2–3 часа ночи очень хотелось спать. Но отдыхать было нельзя, депо было на военном положении. Перерыв на обед 30 минут. Табельщица в дверях следила за уходом и возвращением рабочих с обеда и на обед. Выдавались номерки. Опоздание на несколько минут строго наказывалось. Мы никогда не опаздывали. На обед был суп из крапивы, иногда из грибов или с крупой. Из карточки вырезали талоны на 200 гр. хлеба, 5 гр. жира, 10 гр. крупы. К нам в депо приходили паровозы с фронта. Мы их ремонтировали – снова шли эшелоны на фронт. Люди не роптали, не жаловались, стойко переносили трудности. Плакали только тогда, когда с фронта приходили похоронки. Из 9 б класса моей старшей сестры Нины на фронте погибли все мальчики. В годы войны она работала токарем в вагонном депо, а потом получив медицинское образование, работала хирургической сестрой здесь в Шахунье, в военном госпитале. К нам в городок поступали с фронта раненые бойцы и, оправившись от ран, снова уходили на фронт. Когда узнали, что закончилась война, ликованию не было конца. Но в стране была разруха, голод. Мы из города переехали в деревню, где можно было заработать хлеб. Я и моя младшая сестра Зина поступили на работу учетчицами в тракторную бригаду, в которой было несколько тракторов. Нужно было вставать часа в два или три утра. Ходили по деревням поочередно – день я, день – сестра. Обмеряли поля, начисляли трудодни трактористам с учетом вида работ. Бригаду нужно было обеспечить горючим. Иногда на лошадях за ним ездили сами на заправочную станцию. Мы продолжали и учёбу в школе. Учились во вторую смену. После уроков при «мигушке» выполняли домашние задания. А утром чуть свет снова в тракторную бригаду, снова обмерять, начислять. Учётчик за день зарабатывал два трудодня. Заработав 18 пудов зерна, мы купили корову. Стало жить легче – своё молоко. В зимние месяцы только учились, трактора стояли на ремонте. Но было и так: приходили в школу, а она оказывалась на замке. Не чем было топить печи. Тогда все шли на заготовку дров. Брали пилы, топоры и по пояс в снегу готовили дрова для школы. Научились валить деревья. Рубили сучья, ствол на плахи и на санках везли дрова в школу. И снова за учёбу. Да, трудное было время, но это была наша юность. И мы переносили все лишение и трудности, выжили, получили образование, а с ним и путевку в жизнь.