Родилась в 1930 году в д. Светлое озеро Заинского района Татарской АССР. Ветеран труда, химзавода имени Карпова.
Из воспоминаний М.Поповой, записанных сотрудниками Менделеевской Центральной библиотеки.
Когда началась война, мне было 11 лет. Мы все без понуканий настроились на одну задачу: помогать старшим. Собирали колоски, пололи сорняки на посевах ржи, пшеницы, проса, ячменя, гороха, картофеля. За эту работу бригадир нам ставил палочки в амбарной книге – трудодни. Нас в поле кормили, привозили еду в бидонах, давали по тарелке очень вкусного супа и по кусочку белого хлеба.
Бригадир всем отмерял по гектару пашни. Мы связывали пшеницу, рожь, ячмень в снопы и ставили маленькие копёшки. Их увозили в амбар для обмолачивания. Всей семьей ходили жать серпом поспевший урожай. Папу на фронт забрали в 1942 году, хотя он был на брони, работал в пожарной части. В 1943 году после ранения вернулся домой на костылях.
В 1943 году мы весь сентябрь не учились в школе, а работали в поле. Мальчики на лошадях подвозили снопы, мы серпом обрезали их и бросали на полотно комбайна. Однажды в перерыве мы решили поиграть в догонялки. Я хотела спрыгнуть с бункера с зерном, но кто-то включил комбайн, и моя левая нога попала под шестеренку. Мне оторвало два пальца на левой ноге. В это время председатель колхоза на тарантасе объезжал поле, он сразу же повез меня в больницу. Врачи сказали, что мне повезло. В этот день я надела в поле не лапти, а кожаные тапочки, которые мне купил папа. Кожа и задержала шестеренку. Когда я лежала на лечении, привезли мальчика из соседней деревни Поповка, ему оторвало руку, тоже комбайном. После этих случаев нас перестали посылать в колхоз. Выписавшись из больницы, я в школу ходила на папиных костылях.
Но такое уж счастливое преимущество детства: оно свыкается со всем, забывает плохое и радуется. Мы дружили, ссорились, играли в лапту и другие игры. Папа делал нам тряпичных и соломенных кукол. В школу мы ходили в лаптях, папа сам их плел, на весну и осень к ним приделывали деревянные колодки. В этих лаптях мы старались поглубже залезть в лужу. Потом появились шахтерские галоши, затем уже резиновые.
Как-то раз пришла гуманитарная помощь из Америки, мне дали красивую голубую юбку, в школе все получили подарки. Учителя почти все были эвакуированные, очень интеллигентные. Они нас любили, как своих детей. В школу мы носили холщевые сумки. Я любила ходить в библиотеку, и дома тоже читала книги при керосиновой лампе на печке.
На колхозных полях мы собирали гнилую картошку и пекли лепешки. У мельницы водилось множество маленьких рыбешек, их можно было поймать даже руками. А на удочку ловили по 50-70 штук, ее варили, жарили, сушили.
Дома у нас стоял ткацкий станок, на нем ткали полотно. Пряли лен, коноплю, из них шили платья, полотенца, простыни. Потом в магазинах начал появляться ситец, сатин, штапель.
В день Победы нас собрали во дворе школы, директор и учителя выступали с речью. Мы захлопали в ладоши и громко закричали «ура», так что нас было слышно во всей округе.
На всех учреждениях вывесили красные флаги. Гуляли всей деревней, но пьяных на улице не было. Особенно радовались наши учителя, ведь теперь они смогут вернуться домой.