Родился в 1935 году в Бондюжском районе ТАССР. В школьные годы с интересом осваивал азы наук, увлеченно играл в школьном драмтеатре и с упоением слушал рассказы учителя, фронтового летчика-истребителя Н.И.Балобанова. Именно с детских лет у Николая зародилась мечта стать летчиком. В 1952 году окончил среднюю школу и поступил в Пензенскую первоначальную школу летчиков. Как лучшего курсанта, его направили в Качинское высшее военное летное училище.
После училища лейтенанта, одного из лучших выпускников, направляют в Прикарпатский военный округ. В приграничном Мукачеве базировались полки передовой линии, в составе которой служили первоклассные летчики-истребители.
В августе 1963 года он поднялся в небо на сверхзвуковом истребителе-перехватчике МИГ-21 ПФМ. На высоте 10000 метров отказал двигатель. После третьей попытки его запуска начался пожар, дым стал поступать в кабину. От руководителя полета поступает приказ катапультироваться, но катапульта не срабатывает.
– Сажусь на вынужденную посадку, – вспоминал летчик, – в этой ситуации надо было во что бы то ни стало сохранить скорость планирования, подвести машину к земле так, чтобы не было кульбита.
Позже в полковом боевом листке будет написано: “Летчик второго класса командир звена Лобанов, действуя грамотно и хладнокровно, проявив спокойствие и мужество, посадил машину без шасси на выбранную площадку, продемонстрировав высокое летное мастерство. Так в сложной обстановке поступают советские офицеры – герои боевых будней. Поздравляем тебя, Николай, с заслуженной победой”.
В это время 28-летний летчик-истребитель, получивший компрессионный перелом позвоночника, находился в госпитале. С такой травмой вероятной перспективой было списание с летной работы.
Николаю Васильевичу потребовалось несколько месяцев, невероятные усилия над собой, чтобы подняться на ноги. В этом в немалой степени ему помог одесский костоправ, которого Лобанов до сих пор вспоминает с благодарностью. Теперь нужно было доказать, что после такой серьезной травмы он может летать. Упорство летчика вознаграждено – после многочисленных обследований и испытаний в Московском центре подготовки космонавтов он получает допуск в транспортную авиацию – на всех типах самолетов.
Дальнейшим местом службы стали Черновцы. На самолетах Ил-14, Ан-15 его экипаж проводит аэрофотосъемку территории всей страны – от северных рубежей до южных, включая границу с воюющим Афганистаном, где опыт Лобанова в очередной раз уберег экипаж от трагедии.
Более тридцати одного года службы за плечами летчика.
– Мне посчастливилось встречаться и со многими знаменитыми людьми, – вспоминал Николай Васильевич, – с трижды Героем Советского Союза Александром Покрышкиным, учился на одном курсе с будущим космонавтом Валерием Быковским, встречался с Георгием Гречко, Николаевым, Терешковой, многими другими.
Его мундир украшали медали «За безупречную службу» трех степеней, «За боевые заслуги» и многие другие. Он глубоко чтил воинские традиции, память своего отца фронтовика, кавалера ордена Славы Василия Григорьевича, часто встречался с молодежью города.
Умер в 2015 году, похоронен в Менделеевске.