Достойный жизненный путь прошел наш земляк - фронтовик и железнодорожник.
В годы Великой Отечественной войны более 80 работников железнодорожной станции Агрыз были призваны в ряды Красной Армии. В том числе и Ермолай Басов. Представляем вам отрывок из книги, которую готовит по архивным материалам сотрудница станции Альфира Мусина.
БАСОВ, ПРЫГАЙ!
Ермолай Васильевич родился в 1926 году в деревне Чурашур Малопургинского района. В школе учился на одни пятерки. С детства помогал по хозяйству отцу, работал с мальчишками в колхозе. Вскоре его, как ответственного, умеющего организовать любое порученное дело, назначили бригадиром. С июня 1941 года в колхозе остались женщины и подростки, и бригада Ермолая справлялась со всеми задачами.
В1943 году в 17 лет его призвали на службу и отправили на защиту дальневосточных рубежей. Ермолай Васильевич свой фронтовой путь начал в мотострелковом батальоне радиотелеграфистом.
С июля 1945 по 1950 годы Ермолай Васильевич служил начальником радиостанции 72 танкового полка 3 танковой Харбинской дивизии, затем начальником радиостанции 72 танкового полка 3 танковой Харбинской дивизии, затем начальником радиостанции 125 танкового полка.
Он участвовал в войне с милитаристской Японией. Несмотря на то что война с японцами продлилась всего две недели, он видел смерть, ранения, гибель друзей.
Однажды они ехали с командиром в машине со снарядами. Тут японский самолет, который их обнаружил, начал расстреливать и бомбить. Командир понял, что сейчас снаряд попадет в машину, и они взлетят на воздух, тогда он дал приказ: «Басов, прыгай!». А Басов отвечает: «Я не могу оставить свой пост!» И тогда командир, можно сказать, вытолкнул его из кабины. Снаряд тут же попал в машину. Ермолая взрывной волной отбросило в сторону. Он остался жив, только получил контузию, да у сапог оторвало подметки. А командир погиб.
А вот еще из воспоминаний Ермолая Васильевича: «Иногда едешь и видишь: сидит у обочины человек с палочкой, с узелочком, как будто беженец-китаец. А на самом деле это японский самурай. Они переодевались под китайских крестьян. Как только приближаются наши машины с солдатами или танки, они кидают свой узелок со взрывчаткой...»
ТАК СОСКУЧИЛСЯ ПО ДОМУ!
После окончания войны ему предлагали поступить в военное училище, но он так соскучился по дому, и в 1951 году вернулся в родные края.
Приехав в Агрыз, устроился на станцию кондуктором грузовых поездов. Одновременно учился в вечерней школе, закончил Горьковский железнодорожный техникум. Работал ревизором, финансовым ревизором, затем предложили должность начальника вокзала. Вся его трудовая деятельность была связана с железной дорогой.
Как начальник вокзала крупной узловой станции, следил за работой всех структур, требовал соблюдения порядка и дисциплины от всех сотрудников. Его отличали скромность, простота, порядочность и обязательность.
Он был знаком со многими известными людьми. Так, наш выдающийся конструктор Михаил Калашников в поездках в отпуск на малую родину на Алтай заходил в кабинет Ермолая Васильевича на чашечку чая, как к доброму приятелю.
Ермолай Васильевич был убежденный коммунист, являлся парторгом станции.
ДЕЛО ДЕДА ПРОДОЛЖАЕТ ВНУК
Со своей будущей супругой Ольгой познакомился в 1952 году, будучи ревизором. После окончания педучилища Ольга Васильевна работала в детском
доме станции Люкшудья.
Вместе они прожили 62 года и воспитали троих детей.
- Как отец, он был добрый, требовательный и справедливый, - вспоминает дочь Людмила. - С ним можно было поделиться любой проблемой, и он помогал советами. Он никогда не повышал голоса, достаточно было одного взгляда, и мы понимали его сразу.
Людмила, как и мама, стала педагогом. Сыновья Валерий и Леонид выбрали профессию врача. А вот внук Дмитрий достойно продолжает дело деда. С отличием окончил Московский институт железнодорожного транспорта, работает в Москве.