Газета "Заря" продолжает рассказывать о людях, которые во время Великой Отечественной войны, не жалея своих сил и здоровья, возводили оборонительные сооружения в тылу. Сегодня мы расскажем о жительнице села Саконы Евдокии Фёдоровне Воробьевой.
(Родилась в 1925 г. - В. Осянин). Хотя Евдокия Федоровна и прожила всю жизнь в Саконах, её родители приехали вместе с маленькой Дуней в середине тридцатых годов из другой местности (из с. Караваево - В. Осянин). Помимо неё в семье Горбуновых были ещё младшие девочки: Александра, появившаяся на свет в 1935 году и Валентина, родившаяся в 1937 году.
В 1940 году, в возрасте 40 лет, мама, Антонина Ивановна, умерла. Незадолго до войны отец Ефим Кузьмич привёл в семью молодую женщину, Марию Яковлевну. В августе сорок первого его забрали на фронт, а спустя два месяца в Саконы пришла похоронка: отец погиб под Смоленском.
Несмотря на то, что мачехе было всего 25, и она лишь на 10 лет была старше Дуни, женщина смогла стать для девочек матерью. После смерти супруга Мария не отказалась от троих девочек, и они все жили дружной семьей. А самую старшую, Евдокию Фёдоровну, с тех военных лет и до сих пор младшие сестры, а в последующем и их мужья, называют няней, поскольку она стала опорой семьи.
Поэтому именно она вместе с односельчанками Татьяной Думушкиной, Надей Капраловой и еще двумя женщинами на колхозной лошади отправилась на строительство военных сооружений. В Сорочьих Горах женщины переправились в Апастовский район, где они должны были принимать участие в строительстве военного аэродрома.
По воспоминаниям Евдокии Фёдоровны, погода в те дни стояла жаркой. Прибыв на место, они расселились в селе, название которого она уже не помнит. Спать им приходилось в избе прямо на полу.
– Чуть солнце взойдет, так мы уже начинали работать, – говорит Евдокия Фёдоровна. – Сперва убирали дерн, его куда-то увозили в сторону. А потом лопатой разравнивали землю, весь день, до позднего вечера. Там мы работали больше недели. Еды не хватало.
Поэтому тайно ходили на колхозные поля и воровали просо. Из него варили кашу и ели все вместе. Знали, что за это могли и посадить, но деваться некуда было. И после того, как продукты, с которыми мы приехали, закончились, мы вернулись домой.
На этом её трудовые подвиги не закончились, хотя она больше и не работала на объектах Казанского обвода. Вернувшись в Саконы, шестнадцатилетняя Дуня продолжила работать в колхозе. Трудилась она там на Машинно-тракторной станции учетчиком тракторного отряда. Но как и принято было в те времена, направляли работниц колхоза и на другие работы.
Так героиня нашего рассказа вспоминает, что довелось ей зимой молотить зерно на сложной молотилке. До сих пор пожилая женщина помнит как тяжело и холодно тогда было. Ездила она и на разработку леса. Вспоминает Евдокия Фёдоровна и работу в Алексеевской артели, где пряли варежки и отправляли их на фронт:
– За работу нам каждый день выдавали 400 граммов хлеба. Пока, усталая и голодная, идешь на квартиру, в которой жили, весь хлеб по дороге съешь. К ужину и на стол нечего уже поставить...
После войны её жизнь также была непростой. Сейчас труженице тыла помогают в решении бытовых трудностей социальные работники Валентина Чумарова и Елена Кравец.
Переезжать к дочери в Чистополь или к сыну в Москву она не хочет, живя в своем доме.
На лето к ней приезжают внуки и правнуки, которым она и рассказывает о тех, непростых временах.