Сегодня мы публикуем материал научного сотрудника Музейного Объединения Ахметзяновой Лилии Вагизовны. Известно, что Великую Отечественную войну называли войной моторов, а,тем временем, мой старший дядя был кавалеристом. Он смотрит на нас с довоенного снимка в совсем неподходящих для жестокого противостояния с тевтонской стальной армадой- в сапогах со шпорами и в остроконечном суконном шлеме- буденовке. Но, именно, они - парни 21-ого года рождения не дали осуществить врагу план молниеносной войны, бросив под гусеницы танков свои жизни!Последняя весточка от дяди Вакифа была из западно-украинского местечка залещик, тернопольской области. Его имя внесено в 4-ый том Книги Памяти Республики Татарстан.
Средний брат - механик-водитель танка Т 34 дошел на своей боевой машине, участвуя в освобождении стран Европы до германского города Штателя. К сожалению никогда не существовало парадного фото героя-танкиста Ахметзянова Хафиза, дядя фотографировался только с орденскими планками боевых наград – ордена Красной звезды и Отечественной войны первой степени (это фото к сожалению, не сохранилось). Но я помню его с детских лет на Доске Почета у проходной СМУ-19. Дядя Хафиз в полной мере был победителем во всем, потеряв на войне половину пальцев, он оставался первоклассным гармонистом! Спешил жить ярко будто знал отмеренный срок в 39 лет!
Третьим из семьи призвали Вагиза,моего будущего отца. Последний военный призыв состоял из худых 17-летних подростков, по распоряжению Главнокомандующего,их не привлекали в активные боевые действия. Мой отец конвоировал военнопленных до места работы (на строительство домов и дорог). Что интересно, Международный Красный Крест строго следил за достаточностью рациона питания военнопленных, а сослуживцы отца ходили полуголодными, ведь они служили не на передовой (жестокая правда войны). Но даже в тылу товарищи отца погибали. Так пулей из винтовки прибалтийских лесных братьев был смертельно ранен папин ровесник, односельчанин Абдулла. Позже отец рассказывал, как они до этого по громкоговорителю, установленному у почты, со слезами на глазах слушали татарские народные песни, концерт транслировался из Москвы.
После семи лет срочной службы Вагиз Ахметзянов вернулся домой, но за это время не стало его мамы, поэтому перебрался в Зеленодольск. Трудовой стаж моего отца больше сорока лет. Он был в числе первых работников, осваивавших производство холодильников МИР, наверное, дороже понятия для переживших войну не существовало!