- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- РњРѕР№ Р В Р’В Р РЋРЎв„ўР В Р’В Р РЋРІР‚ВВВВВВВВРЎР‚
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
С наступлением мая сердце 92-летней Асии Аскаровой так и тянет в родную Мамсю. Да и как можно усидеть в каменной Казани, когда в сельской местности заливаются соловьи?! Вот и нынче в мае она вернулась в родимое гнездо. Мы поехали навестить ее.
Гнездо, выпустившее своих птенцов в большой мир, опустело, но с возвращением своей хозяйки дом как бы посветлел, во дворе, покрытом молодой травой, занята работой дочь Таслима. Во время нашего приезда бабушка Асия отдыхала. Около нее – религиозные книги, газеты и журналы… Она поднялась с постели.
– Говорит, что летом хочет жить здесь, мы не можем ей отказать, – говорит Таслима, проживающая в Казани.
– Нас было семеро детей, – рассказывает бабушка Асия. – В настоящее время осталась одна я…
Девушки, которым в начале вой- ны было 18 лет, наряду со всей страной пережили все трудности тех лет.
– Мы жали хлеба в поле, мужчин забрали на войну, – говорит бабушка Асия.
Их отправили в Апазовский район рыть окопы. Той зимой были страшные холода. Мороз был ниже 40 градусов. Чтобы не мерзнуть, старались ни минуты не стоять без дела. Было очень трудно рыть мерзлую землю. Когда вернулись, работали на лесозаготовке в Шемордане. Распилить толстоствольные деревья невозможно было даже двухметровой пилой. Они же были самыми востребованными и на районной МТС. Девушка работала помощницей комбайнера. Прошла курсы трактористов и комбайнеров. Во время уборочной страды работала на комбайне, в остальное время – на тракторе.
– Праздник Победы для нас – это праздник со слезами на глазах, – с болью в сердце рассказывает ветеран. – Какая красивая семья распалась. Помню, как в ночную смену мы вспахивали апазовское поле. Пора уже было прийти сменщикам, но они опаздывали. Мы стали опасаться, не случилось ли чего. Они пришли только через два часа. Оказалось, война закончилась. Услышав эту весть, я упала на землю и зарыдала. Живые вернутся, а наши все погибли, повторяла я. Брат Сафа погиб на войне, сестра Сагдат умерла на торфяных работах. Брат Шараф, 1918 года рождения, вернулся слепым на один глаз. Бедная мама Шарафатбану с моим младшим братом мучились в колхозе, работали, запрягая корову.
В 1947 году Асия вышла замуж за односельчанина Шамиля. И он был трактористом. В том году Асия перестала работать на технике. Друг за другом родила 6 детей – 4 дочерей и 2 сыновей. В 1954 году вместе с мужем построили этот деревянный дом.
– Детей мне помогла вырастить моя секровь. Спасибо ей за это боль- шое, – говорит бабушка Асия. – Слава Аллаху, сегодня я вместе с детьми.
– Раньше при Новокинерской школе был интернат. Мы, как дети из многодетной семьи, во время учебы жили там, – рассказывает Таскира. – По субботам возвращались домой. К нашему возвращению дома всегда было убрано, нас ждали горячие перемячи. Как же она во всем успевала? Она и нам не разрешает бездельничать.
– Мы и картофель посадили одними из первых в деревне, – присоединяется дочь Таскира, проживающая в Арске.
… Едем обратно. Когда-то эти поля на тракторе бороздила совсем молодая девушка Асия. Здесь остались ее следы.
Румия Надршина