Подвиг советских моряков-подводников в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг. 19 марта отмечается День моряка-подводника.В 1906 году в этот день в классификацию судов военного флота были включены подводные лодки. К началу Великой Отечественной в Военно-Морском флоте СССР находились 212 подводных лодок в составе 4-х флотов: Балтийского, Черноморского, Северного и Тихоокеанского. Балтийский флот На Балтике немцы решили блокировать наш флот в Финском заливе. Для этого они установили множество мин и создали системы противолодочных заграждений. В таких условиях прорваться в «открытое» море и нанести урон вражеским конвоям было крайне трудной задачей. К 1943 году из-за существенных потерь было решено прекратить выход подводных лодок. Исключение составляли лишь «малютки», которые совершили несколько походов для наблюдения за врагом и высадки разведгрупп. Обстановка изменилась только во второй половине 1944г., когда Финляндия подписала мирный договор, а Красная Армия на суше теснила немцев в Прибалтике. Флоту удалось прорвать вражеские заграждения и в конечном итоге дойти до немецких коммуникаций. Всего за годы Великой Отечественной советские подводники Балтийского флота потопили 70 судов и кораблей противника, потеряв 38 подводных лодок. Атака века Самый известный и результативный по тоннажу советский подводник Александр Иванович Маринеско служил на Балтийском флоте. За Великую Отечественную он совершил 6 боевых походов. Начинал воевать на «малютке», а 14 апреля 1943 года Маринеско стал командиром подводной лодки С-13. Эта лодка стала единственной из серии в 10 субмарин, которая пережила Великую Отечественную! Благодаря грамотным действиям Александра Ивановича Маринеско в годы Великой Отечественной успешно атаковались немецкие суда, а в одном из походов с лодки был высажен советский десант. Черноморский флот На Черном море в борьбе с советскими кораблями враг делал упор на торпедные катера, легкие силы флота и авиацию. Полностью заминировать море не было возможности, поэтому мины ставились лишь частично. Однако вражеские коммуникации проходили в районе с малыми глубинами, которые были неудобны для действий подводных лодок. А небольшая протяженность транспортных линий позволяла врагу совершать переходы из одного порта в другой в течение одной ночи. Еще одной особенностью этого театра боевых действий, стало то, что перевозки основного ресурса – румынской нефти – проходили главным образом по железной дороге. Напряженность судоходства была незначительной, в отличие от той же Балтики, где из-за отсутствия сухопутного сообщения регулярно ходили конвои между Германией и Финляндией, Швецией, Норвегией. Советские моряки-подводники помимо атак немецких коммуникаций обеспечивали действия армии в прибрежных районах: высаживали десантников, разведчиков, доставляли грузы в осажденный Севастополь, а назад забирали раненых. Северный флот Подводные лодки северного флота, как и на остальных участках, торпедировали немецкие конвои. Примечательно, что в первые месяцы Великой Отечественной, пока немцы не усилили прикрытие коммуникаций, советские подводники инициативно прорывались в гавани, где стояли немецкие суда и атаковали их! Тихоокеанский флот Подводники этого направления готовились к отражению Японской атаки, устанавливали мины. В сентябре 1942 года шесть лодок были направлены на усиление Северного флота. Переход осуществлялся в надводном положении через Тихий и Атлантический океаны. Поскольку переход проходил через районы военных действий, лодки несли на корме громадные линкоровские флаги, чтобы не стать случайной жертвой торпед американской или японской субмарины. Но, к сожалению, у берегов США подводная лодка Л-16 под командованием Дмитрия Федоровича Гусаров была потоплена. До сих пор точно не удалось установить, какая сторона потопила ее по ошибке. 2 лодки из 5-ти оставшихся погибли в ходе боев на севере. В 1944 г. еще один тихоокеанский экипаж отбыл на Северный флот. В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг. от ударов советских субмарин фашисты потеряли на море 35% всех своих боевых кораблей и транспортов.