Когда наступает годовщина Великой Победы или начала войны, в душе просыпается особое желание перелистать архивные страницы, хранящие описания тех самых событий военного времени. Многие из этих судебных решений касаются простых сельских жителей.
Вспомним нашу историю: село «вступает» в период войны в состоянии незавершенной реформы коллективизации. Колхозы к тому времени еще не успели окрепнуть. Все виды продукции, произведенной в коллективном хозяйстве, сдаются государству. Колхозник, хоть и трудится в поте лица от зари до зари, денег не получает – работает только за трудодни. Даже в урожайные годы планы по заготовке зерна выполняются с большим трудом. Для собственного использования остается лишь та продукция, которая производится в личном хозяйстве. А с нее тоже выплачивают налоги, отдают в фонд фронта.
Практически все взрослое мужское население уходит на фронт, число трудоспособных граждан уменьшается в разы. Все жизненные трудности ложатся на плечи женщин и мальчишек-подростков. Условия труда заметно ухудшаются, ведь в самые первые месяцы войны все грузовые машины, основная часть тракторов, лошадей отправляется на борьбу с врагом. Почти вся работа выполняется вручную. Урожайность падает. Сельское население остается в очень тяжелых, удручающих обстоятельствах. Многие страдают от голода. Одежды не хватает. А голод и холод толкает людей на преступления. Множество таких примеров можно найти в судебных решениях 1941-1945 годов.
Особое внимание привлекает приговор, датированный концом июня 1943 года. По этому делу обвиняются 11 человек, работающих в колхозе «Курай Елга», относившемся к Сухояшскому (так записано) сельскому совету Тумутукского района, – это 8 мужчин и 3 женщины. В основном же это 15-17-летние подростки. Документ свидетельстует, что с осени 1942 до зимы 1943 года они, работая на перевозке урожая в заготзерно, регулярно занимались воровством зерна,
«обвиняемые Ш.М., 1926 года рождения (17 лет исполняется в августе), А.Г., 1926 г.р. (17 лет), С.М., 1928 г.р. (исполняется 15 лет в июне) по дороге во время доставки хлеба из колхоза в заготзерно присвоили себе 70 килограммов пшеницы. При сдаче, в целях сокрытия факта хищения, клали на весы во время взвешивания одни и те же мешки дважды. Таким образом, нанесли ущерб государству.
…обвиняемые М.А., 1928 года рождения (исполняется 15 лет в июле), родители есть, Г.М., 1926 г.р., из семьи крестьянина-середняка, член ВЛКСМ, С.М., 1928 г.р. (родился в бедной крестьянской семье, отец в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии) украли из колхозной риги 3 пуда ржи, затем продали ее обвиняемой по этому же делу Н.М., 1876 года рождения.
…обвиняемые В.Г., 1915 года рождения, А.Г., 1926 г.р., похитив 24 кг колхозного зерна, приобрели у обвиняемой М.К., 1885 г.р., одного гуся, из которого сварили суп.
…обвиняемые Г.М., 1926 года рождения, М.А., 1928 г.р., С.М., 1928 г.р., втроем направляясь сдавать зерно, оставили за ночлег гражданке села Карамалы Ютазинского района 16 кг ржи …»
Каждый из них получил должное наказание. Несколько мужчин были лишены свободы сроком на 5 лет, кто-то – на 3 года, один – на 1 год и 6 месяцев. Из женщин одна привлечена к обязательным работам на 1 год, две – на 6 месяцев. Было вынесено решение, что все обвиняемые, в зависимости от того, кто и сколько зерна присвоил, должны выплатить в пользу колхоза деньгами из расчета по 800 рублей за пуд.
Сколько человеческих судеб за сухими строчками приговора! Неимоверные тяготы войны, голод и холод многих заставляли свернуть с прямого пути, толкали на преступления.
При подготовке этого материала я в очередной раз убедилась в том, как благополучно мы живем, как должны ценить то, что имеем. Мы – счастливое поколение, нам не довелось испытать эти трагедии войны, познать принесенные ею несчастья, горе и страдания. Мира и спокойствия всем, и что не менее важно – ценить жизнь и всегда быть в ладу со своей совестью.
Эльвира Газизова, секретарь суда