После 5-го класса Миша Красавин пошел работать в колхоз. Когда повзрослел и возмужал, стал комбайнером Нижнеуслонской машиннотракторной станции. В автобиографии он писал: «...е 1939 году был призван в ряды Красной Армии и служил в Забайкалье, в 75-й отдельной саперной роте. В 1940 году участвовал в япономонгольских событиях, и тогда форсировал реки Халхин-Гол иАнон... В 1941-м защищал в составе 14-й бригады столицу нашей Родины, Москву. Разминировали тысячи мин противника, наводили переправы на больших и малых реках, строили мосты, проделывали проходы в заграждениях. Так мне со своим отделением, в звании старшего сержанта пришлось форсировать Москву-реку, Угру, Жиздру, Десну, Сож и многие другие водные преграды... Непосредственно участвовал в битве на Курской дуге, в освобождении Калуги, Орла, Курска, Минска, Киева и многих других населенных пунктов». Командиру отделения 61-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона 14-й инженерно-саперной бригады 7-й танковой дивизии 65-й армии Центрального фронта Михаилу Васильевичу Красавину Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 году он был ранен и по выздоровлении направлен в Казанское танковое училище. Через год успешно его закончил и служил командиром взвода танковой части, дислоцированной в Горьком. По увольнении в запас поступил в МВД... В 2003-2004 годах сотрудниками Красноярского УЛИУ в связи с решением открыть свой музей был проведен поиск материалов, в том числе и о Михаиле Красавине, единственном Герое Советского Союза, служив 50-60-х годах в одном из подразделений управления. Послали запрос в центральный архив ВВ МВД СССР и... в Верхний Услон жене Михаила Васильевича Вере Андреевне, письмо с просьбой рассказать о муже. Она ответила: выслала копии некоторых его документов, фотографии. Сообщила, что с 1946 года Михаил Васильевич служил в ОВД, что именно в том году они поженились, что родились у них две дочери... В 1964-м Михаил Васильевич по выслуге лет вышел на пенсию. Вернулись в Казань, получили квартиру. Он проработал еще почти 20 лет на предприятиях п/я 383, а когда здоровье ухудшилось, уволился. «Все его награды, - пишет Вера Андреевна, - передала в музей Верхнего Услона, так как он родом из тех мест». И приписала красноярцам: «Благодарю, что вспомнили!» Первое время после демобилизации Герой Советского Союза командовал взводом ВОХР
Свияжской исправительно-трудовой колонии УИТУ МВД ТАССР. Закончив Калининградскую школу подготовки начальствующего состава МВД СССР, служил в Казани командиром отдельного взвода пересыльной тюрьмы дивизиона ВСО, потом - воспитателем, старшим воспитателем Свияжской воспитательной колонии. А через десять лет перевели Михаила Васильевича в Красноярский край, на станцию Решоты, п/я 235. Как сообщала в 2004 году нижнеингашская районная газета «Победа», в ноябре 1956 года в Краслаге он заступил на должность начальника штаба 2-го отряда ВСО и быстро продвинулся по службе: стал заместителем начальника 2-го дивизиона, начальником штаба дивизиона конвойной охраны Краслага МВД, командиром команды отдельного лагпункта и чуть позже - командиром 8-го лаготделения - все это за полтора года. В 1959 году там он закончил среднюю школу. Когда же в Решотах формировалась воинская часть 6604,полковник Красавин был откомандирован в нее. В апреле 1964 года «за добросовестное отношение к выполнению служебного долга и достигнутые успехи в службе» министр ООП РСФСР наградил ветерана почетной
грамотой. А в сентябре 1965-го М.В. Красавин поступил на службу в Казанский научно-технический институт в порядке перевода на должность начальника команды ВОХР и добросовестно служил до
2-го августа 1984 года, пока по собственному желанию не уволился окончательно. В 1980 году Герою Советского Союза, кавалеру орденов Отечественной войны I степени, Красной Звезды, награжденному многими медалями за ратный и мирный труд, вручили еще одну - медаль в честь 35-летия Победы советского народа и его Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, которой его наградил Президиум Советского комитета ветеранов войны. Казалось бы, приятно, не более: фронтовики к юбилейным наградам относятся как-то «со снисхождением». Но эта разбередила душу Красавина: удостоверение к ней 9-го мая 1980 года подписали Герои Советского Союза секретарь Алексей Маресьев, а перед ним - председатель комитета генерал армии Павел Батов - командарм сержанта Михаила Красавина. И всколыхнуло душу: «Помнил ли генерал, как волгарь-понтонер утюжил Днепр близ села Речицы в октябре 43-го?!..» «Форсировать» - значит преодолеть преграду ускоренным темпом, усиленным напряжением. Поддерживать этот темп, обеспечивать непрерывную переброску войск и техники - задача моторизованных понтонно-мостовых батальонов, в одном из которых Михаил Красавин был командиром отделения. Туда и обратно, под шквальным огнем, во всякую погоду. И снова - туда и обратно... До тех пор, пока не поступит команда перевозить хозяйство к новой реке, встретившейся на пути наступающей армии. Такая у него была работа. К Днепру 65-я армия подошла между городами Любичем и Лоевым Черниговской области. Форсирование назначили на 15 октября. Погода стояла скверная: дождь, ветер. Но гитлеровцы не уповали на стихию. Они успели убедиться в том, что советские бойцы могут наступать при любых условиях. Красавин писал в своей автобиографии: «Нашему подразделению была поставлена задача - обеспечить переправу стрелкового подразделения и помочь ему захватить плацдарм на западном берегу Днепра. Линия обороны противника состояла из системы траншей, проволочных заграждений, минных полей, причем первая траншея проходила у самого берега... 15 октября был дан приказ форсировать Днепр, закрепиться на правом его берегу и, продвигаясь на запад, развить наступление. Я со своим отделением, в которое входили рядовые Филаретов, Володькин, Зоркий и другие, начали переправлять десант на правый берег. Противник, услышав плеск воды, заметил нас и открыл по нам ураганный огонь из пулеметов, минометов и тяжелой артиллерии». Артиллерия 65-й армии пыталась подавить
огонь противника. В какой-то мере это удалось. Но и того, что било по понтонам, хватило бы с избытком для гибели тысячи людей. Опытный понтонер Михаил Красавин маневрировал, ловко увертываясь от прямого попадания снарядов, но «...понтон неоднократно пробивали пули и осколки. Пробоины заделывались кусками плащ-накидок и другими подручными средствами. Несмотря на ураганный огонь и потери среди личного состава отделения и десанта, мы высадились на правом берегу Днепра. Забросав траншеи противника гранатами, десант закрепился на небольшом клочке земли. Создалась возможность прибытия еще нескольких понтонов с десантом во главе со старшим сержантом Боченковым. Пока десант вел огонь, мне с отделением представилась возможность отремонтировать понтон и еще в течение восьми раз переправить на правый берег 400 человек десанта с оружием и боеприпасами. Десантники развили успех и прочно закрепились на правом берегу». Весь рейс длился 20 минут. Всего 20 минут. Когда военные инженеры рассчитывали время форсирования и возвращения, получалось 28 минут. Предельно сжатый срок. Уменьшить его, казалось, уже нельзя. А Красавин умудрился-таки сократить его на целых восемь минут. К ним он прибавил еще несколько минут на разгрузке и погрузке... Снова вокруг понтона вздымались водные столбы, снова понтонеры докладывали командиру о пробоинах и заделывали их. Не прекращали курсировать. Ремонтировали на ходу. На плацдарме гремел бой. Пехота нуждалась в огневой поддержке. Командование
приказало организовать переправу минометного подразделения. Командир батальона майор Трусов вызвал старшего сержанта Красавина, приказал: «До рассвета собрать паром, переправить на западный берег минометную роту». Под непрерывным минометным огнем, по пояс в ледяной воде собрали паром. Красавин повел его к правому берегу, высадил, вернулся... Потребовалось сделать
три рейса, чтобы вся минометная рота оказалась на плацдарме. Дела там пошли куда веселее. Получив огневое подкрепление, десантники оттеснили фашистов от береговой полосы. А расчет Михаила Красавина уже начал переправу батареи полковой артиллерии. В одном из рейсов понтон полоснуло осколками. Понтонеры кинулись заделывать дыры и предотвратили катастрофу. Минула ночь, день,
наступили сумерки... Количество пробоин в пароме росло. Кто-то пошутил насчет сходства его с дуршлагом. Промозглый дождь поливал понтонеров, доставляя не меньше неприятностей, чем пробоины. Отделение промокло до нитки. А на просушку - ни минуты. «В течение двух суток, без сна и отдыха, под непрерывным обстрелом противника работали наши солдаты на переправе. Но как ни тяжело было, ни один не дрогнул, не смалодушничал». Форсировали Днепр успешно. 65-я армия пошла на Бобруйск. Реляцию, в которой говорилось: «Своим мужеством и героизмом тов.Красавин обеспечил успех наших частей на этом участке при форсировании р. Днепр», подписал командарм генерал-лейтенант Павел Иванович Батов.
Форсировал Днепр одиннадцать раз подряд
Корпункт: