В преддверии знаменательной даты — 70-летия Великой Победы — в Музее-усадьбе Н.А.Дуровой Елабужского государственного музея-заповедника, в музее, носящем имя женщины-воина, открыта выставка «Я помню! Я горжусь!». Она посвящена женщинам города Елабуга, участницам Великой Отечественной войны, вернувшимся домой с победой. За время Великой Отечественной войны на фронт было призвано 16 тысяч жителей Елабуги и Елабужского района. Среди них более 300 — женщины, основная часть которых была мобилизована в тяжелейшем для страны 1942 году.
Елабужанки воевали практически на всех фронтах Великой Отечественной войны, в войсках связи, ПВО и медицинской службы, они были снайперами, военными поварами, готовили к бою самолёт...
Длинный фронтовой путь прошли снайперы О.К.Антонова и кавалер ордена Славы О.А.Мочалова. «На охоту» (это снайперское выражение) ходили в любое время суток и года, в любую погоду. На счету Антоновой 42 убитых фашиста. Участвовала Ольга Куприяновна и в войне с империалистической Японией.
Больше всего женщин в годы Великой Отечественной войны служило в войсках медицинской службы и противовоздушной обороны. Прибыв на место, медики разбивали лагерь, приспосабливая под хирургические, терапевтические отделения и аптеку уцелевшие дома, а если их не было, то ставили большие палатки или строили шалаши. Врачи-эпидемиологи первым делом определяли качество местной воды. Ведь немцы не только минировали подходы к реке, родникам и колодцам, но и отравляли воду.
Раненых доставляли прямо с поля боя. Женщины, работавшие военными хирургами и медсёстрами, по 12 часов не отходили от операционных столов. Ольга Николаевна Островская была участницей двух войн — Финской и Великой Отечественной. Узнав о начале последней войны, Ольга Николаевна написала заявление о направлении на фронт. Она была назначена военврачом в госпиталь №540 в Приморский край. В 1942 году вместе с медсанбатом 253-й стрелковой бригады отправилась на Запад в действующую армию. Победу встретила в Берлине.
Военный врач, младший лейтенант М.А.Муртазина служила в полевом передвижном госпитале №7228 38-го батальона 30-й железнодорожной бригады. Капитан медицинской службы А.В.Плахова, врач эвакогоспиталя № 1245 войсковой части №24222 воевала на Третьем Белорусском фронте. Войну закончила в городе Каунас. Врач-терапевт эвакогоспиталя санитарного поезда №14283 В.Т.Гурлева всю войну прошла дорогами Первого, Второго, Третьего Украинских фронтов. Капитан медицинской службы Е.Д.Соколова была на фронте с 1941 по 1945 гг. Она служила в инфекционном госпитале №3046 Западного фронта и сортировочно-эвакуационном госпитале №1316 Третьего Белорусского фронта. Эти скромные, серьёзные, весёлые, отчаянные и милые девушки на протяжении всей войны свершали великое дело: спасали жизни многих тысяч людей. Сутками не отходили от тяжелораненых, доставляя их в глубокий тыл. В эвакуационных госпиталях служили старший сержант О.С.Белова, старшина медицинской службы В.И.Леонтьева, медсестра В.Г.Шахматова, старший сержант армейского госпиталя №4467 Е.И.Чувашова. В составе отдельных медико-санитарных батальонов воевали А.И.Горбач (Тиханина) и М.И.Санникова.
Медсестра 533-го истребительно-противотанкового полка резерва главного командования Н.Я.Макарова, ставшая после войны учительницей, была в числе тех, кто расписался в 1945 году на стенах Рейхстага. Медсестра эвакуационного госпиталя №1879 А.Г.Грахова с войсковой частью №31994 Первого Белорусского фронта прошла Псков, Орёл, часть Польши.
Р.М.Шигапова, А.Т.Шерстнева — моя школьная учительница, всю войну были санинструкторами на передовой. Старшина медицинской службы Р.М.Шигапова участвовала в форсировании Днепра, в боях за освобождение Украины и Прибалтики. За спасение командира танкового батальона она награждена орденом Красной Звезды. День Победы встретила в Кенигсберге. В те годы им не было и 20 лет. Они выносили с поля боя раненых, рискуя своей жизнью. А раненый боец часто весил на 20-30 кг больше, чем они сами. Кроме того, его обязательно нужно было доставить вместе с оружием. Никакой мерой не измерить слёз жалости, пролитых ими по убитым, покалеченным, измученным бойцам — таким близким и родным! Не передать словами горькой скорби по погибшим воинам, оставшимся незахороненными на поле боя.
Сохранился дневник военных лет М.И.Санниковой, который помог более детально сохранить в памяти фронтовые воспоминания: «С 25 декабря 1941 года наши войска перешли в наступление, стали освобождать населённые пункты — г. Медынь, р-он г. Мятлево, но уже там было много самолётов — как ясная погода, так тучами кружились, как стервятники черной тучей. Однажды «стервятники» видимо возвращались с задания и налетели на нашу медсанчасть. Бомбить им было нечем, и они стали обстреливать нас из автомата, бросили несколько ручных гранат. Потом один из самолетов так спикировал, что нашу санитарную палатку стащило с места, а пять человек было ранено в результате обстрела. Наша кухня несколько раз взлетала вместе с супом и кашей в воздух. 21 ноября я была ранена, но осталась в своём медсанбате. После войны я, сколько смотрела телевизор, ни разу не видела того, что было на фронте. Когда прилетали немецкие бомбардировщики, то их было столько, что на улице становилось темно. Домой вернулась в 22 года: 3 ранения, 2 контузии (после второй — полуживую откопали из окопа) — поседела».
На войне везде опасно и тяжело, но не восхититься мужеством молоденьких девушек, служивших в составе зенитно-артиллерийских, зенитно-пулемётных и зенитно-прожекторных частей невозможно. Перед глазами живо всплывают фрагменты из бессмертного фильма «А зори здесь тихие…» При налётах вражеской авиации все прятались в укрытия, а они вступали в единоборство с самолётами противника, которые налетали большими группами с устрашающим воем сирен. Массированные налёты порой длились по 2-2,5 часа. Метким огнём, стоя на открытых площадках у ничем не закрытых турелей зенитных установок, мужественные девушки-зенитчицы надёжно защищали важные объекты: мосты и переправы, воинские эшелоны и госпитали, склады с продовольствием и боеприпасами, железнодорожные станции, заводы и фабрики. Нужно было иметь крепкие нервы, силу воли, быструю реакцию, чтобы не только выдержать всё это, но и не растеряться при внезапном нападении, не допустить прорыва вражеских самолетов.
Киев, Казатин, Бердичев, Шепетовка, Румыния, Польша — вот боевой путь ефрейтора Л.С.Гильмановой, наводчика орудия 281-го отдельного зенитно–артиллерийского дивизиона Второго Украинского фронта. В звании сержанта окончила войну зенитчица 10-й бригады 1872-го зенитно–артиллерийского полка Г.Я.Агишина (Чигвинцева). Она воевала на Северо-Западном и Юго-Западном, Втором Белорусском фронте. Ефрейтор А.К.Федотова, зенитчица 199-го зенитного батальона, во время очередного налета вражеских бомбардировщиков, рискуя жизнью, отсоединила горящий вагон от бронепоезда, чем спасла жизни многих людей. За этот подвиг она была награждена медалью «За отвагу».
В тесной связке с зенитчицами служили наблюдатели-связисты войск ПВО, чьи посты находились на открытых площадках переднего края обороны. И в зной, и в жгучий мороз, стараясь обнаружить фашистские самолёты на дальних подступах, вели непрерывное круглосуточное наблюдение за небом наблюдатели-связисты 2-ой дивизии ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение, связь) рядовые Л.Н.Казакова и Н.И.Буланова. Прожекторист ефрейтор К.А.Емельянова (Смурова) защищала небо столицы. В войсках ПВО служили А.Г.Масагутова — телефонистка 4 отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона, старший лейтенант И.А.Наумовец — 69 отдельный батальон ВНОС 1876 зенитно-артиллерийского полка 5 корпуса ПВО и А.Л.Еремина — рядовой 1872 зенитно-артиллерийского полка.
Долгое время в Музее-усадьбе Н.А.Дуровой работала М.Г.Полянская, в годы войны наблюдатель-связист 5-го отдельного батальона ВНОС Второго Украинского фронта. Маргарита Григорьевна с горечью вспоминает, что «порой приходилось спать вповалку на нарах с соломой, умываться водой из воронки, вместо чулок носить солдатские обмотки. Бывало, не только помыться, попить вволю воды не было. Если выданное обмундирование, которое было на три размера больше, можно было ушить, то с сапогами была просто беда: вместо 35 размера выдали 40».
Не отставали в напряжённые дни боёв от мужчин и девушки-связистки. Телефонистки, телеграфистки, радистки не ходили в атаку, не бросались с гранатами под танки, хотя готовы были и к этому. Они сутками дежурили на узлах связи у радиостанций, телеграфных аппаратов, с большой ответственностью, точностью и воинским мастерством, исполняя свои обязанности. Телефонистки штабов находили любого командира, где бы он в это время ни находился, лишь услышав фамилию. Связистки знали, что малейшая ошибка в работе, минутная задержка с выходом на связь, могут сорвать выполнение боевой задачи, приведёт к гибели людей. Бывало и такое: приказ — любой ценой восстановить связь между войсковыми соединениями. И девушки-связистки, утопая по колено в снегу, грязи, под разрывами снарядов тащили катушку с телефонным проводом, соединяли разорванные части кабеля. Отважные девушки при помощи «кошек» поднимались на телеграфные столбы, устраняя обрывы проводов.
В звании сержанта вернулась домой Е.И.Уткина, а на фронт ушла молоденькой 22-летней девушкой. И трудно было представить, что эта хрупкая женщина когда-то ходила по линиям связи, неся за плечами тяжеленную катушку весом до восьми килограммов и длиной кабеля до 300 метров. После войны Евгения Ивановна долгие годы работала в Танайской школе учителем русского языка и литературы. Сейчас она живет в селе Танайка, ей 93 года. Ценой своей жизни связисты спасали целые подразделения, как, например, Н.А.Савенкова в 19 лет погибшая в бою на Курской дуге. Храбрость и отвага радиотелеграфиста 132-й стрелковой дивизии И.Ю.Валидовой, проявленные при обеспечении связи в ходе Курской битвы, при форсировании Днепра, освобождении Правобережной Украины, Польши, в боях на территории Германии отмечены правительственными наградами. Ильгизар Юнусовна Валидова – кавалер ордена Красной Звезды. Старшим лейтенантом закончила войну кавалер ордена Красной Звезды М.А.Сорокина – связист отдельного батальона связи 32-го стрелкового корпуса 5-й ударной армии Третьего Украинского фронта.