Первые две боевые машины БМ-13 были собраны в конце июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже. Это были первые созданные в СССР мобильные многозарядные реактивные системы залпового огня, впоследствии они прославились на весь мир под именем «Катюша.
В начале июля 1941 года сформирована первая Отдельная экспериментальная батарея полевой реактивной артиллерии Красной Армии во главе с капитаном Иваном Флеровым, вооруженная семью этими боевыми установками. 14 июля 1941 года батарея дала залп по захваченному фашистскими войсками железнодорожному узлу города Орши. Это стало боевым крещением «Катюш». В результате мощного огневого удара одновременно 112 реактивными снарядами были уничтожены вражеские эшелоны, боеприпасы и переправа через реку Оршицу. Так, переправа противника была сорвана и развить успех на этом направлении ему не удалось.
В числе уроженцев рабочего поселка Бондюжский, воевавших в подразделениях реактивной артиллерии Осокин Николай Николаевич (1924-2002). С марта 1944 по май 1945 годов участвовал в боях на I Украинском фронте в качестве командира орудия реактивной артиллерии БМ-13 («Катюша»). Дошел до Берлина. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны первой и второй степеней, медалями «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими.
После демобилизации получил диплом юриста, работал народным судьей в г. Ангарске, заместителем председателя Иркутского областного суда. С 1963 г. переведен на работу в Верховный Суд РСФСР старшим ревизором судов республики, затем тал в начальником отдела обобщения судебной практики в Верховном суде СССР, помощником председателя Верховного суда СССР.
Профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ, а в 1993 г. Автор более 80 научных работ.
Из воспоминаний Осокина Н.Н.: «Тайна Катюши состояла в том, что это было первое ракетное оружие. Отличалась тем, что стреляла Катюша не минами, а ракетами. Устроена ракета у «Катюши» была очень просто: длинная труба, в ней пороховой метательный заряд в виде цилиндрических шашек. Впереди навинчивался сам снаряд, 21 кг. А всего ракета весила 49 кг. Когда снаряд разрывался, коснувшись цели, ракетная труба отрывалась и, крутясь в воздухе, летела метров на 50, создавала такой звук, который заставлял врага просто из-под земли вылезать.
Стреляли мы так: сначала делали сложные вычисления с учетом поправок даже на скорость и направление ветра, куда потом выдвигались на позицию, машины производили несколько залпов и очень быстро уходили назад. В то место, откуда стреляла Катюша, немцы тут же обрушивали шквал огня. Машины Катюша были засекречены, и поэтому их было недопустимо оставлять врагу, если машина выходила из строя во время боя. Даже покалеченные машины мы уничтожали полностью. Мне самому пришлось взорвать 3-4 мои машины.
Нам необходимо было установить связь с выжидательной позицией и вызвать батарею на огневую позицию, чтобы преградить путь фашистам. Но связь была повреждена. Чтобы восстановить ее, необходимо было подъехать к месту повреждения ближе, но сделать это было очень сложно: местность была открытая, а в воздухе кружил вражеский самолет.
Мы с шофером приняли решение ехать. Шофер контролировал дорогу и вел машину, а я, приоткрыв дверь кабины, стоял на подножке и контролировал воздух. Замечая, что самолет сбрасывал на нас бомбу, кричал шоферу: «Стой»! Шофер резко останавливал машину, и снаряд разрывался впереди нас. Так, останавливаясь и петляя по открытой местности, доехали до цели и восстановили связь. Это позволило быстро рассчитать наводку и дать залп. За это я был награжден орденом «Красной Звезды». Нам удалось благополучно вернуться к расположению дивизии».