Пушка ВЯ была создана в 1940 году в ЦКБ-14 конструкторами А. А. Волковым и С. А. Ярцевым как средство борьбы с защищёнными наземными целями специально для создававшегося тогда же штурмовика Ил-2. Её прототип назывался ТКБ-201. Ввиду отсутствия готового Ила, первые испытания пушка прошла на закупленном в Германии истребителе-бомбардировщике Мессершмит Bf.110. Испытания на Ил-2 были проведены в 1941 году, после этого пушка была принята на вооружение советских ВВС под именем ВЯ, всего их было произведено 64 655 штук.
ВЯ представляло собой довольно тяжёлое (66 кг) и большое (длина 2,15 м) орудие. Действие автоматики было основано на использовании энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Пушка обладала высокой скорострельностью для своего калибра (9 — 11 выстрелов в секунду) и разгоняла снаряд весом 200 граммов (10 граммов взрывчатого вещества или 6 граммов зажигательного) до скорости 900 м/с. Высокая скорость обеспечивала значительную прицельную дальность стрельбы. Боекомплект пушки состоял из 150 патронов. К недостаткам пушки следует отнести сильную отдачу и очень резкую перезарядку, что уменьшало срок службы орудия и нередко создавало помехи.
Пушки ВЯ размещались симметрично в крыльях штурмовика Ил-2. Осколочный и осколочно-трассирующий снаряды были довольно эффективны против пехоты и легкой техники противника.
Бронебойно-зажигательный снаряд пушки пробивал на расстоянии 400 метров 25-мм броню. Это позволяло использовать ВЯ для борьбы с лёгкими, а в случае попадания в верхнюю броню — и со средними танками.
Авиационная пушка ВЯ-23 представлено на выставке "Чистополь в годы войны" в Музейно-выставочном комплексе Чистопольского государственного историко-архитектурного и литературного музея-заповедника. Из фондов музея ВППО "Выстрел".