Игорь Всеволодович Можейко, удивительный человек, известный любителям фантастики под именем Кир Булычёв, родился 18 октября 1934 года в Москве. Здесь же прошли его детство и юность - за исключением периода 1941-42 гг., проведенного в эвакуации в Чистополе.
"Война для нее была такая тяжелая, для мамы, потому что нас было двое детей, она была в общем одна. И она днем работала на работе, а вечером, почему-то я всегда помню, как она расписывала какие-то платки, она все время брала вечером работу на дом, или совсем уже странно, до сих пор я ненавижу, знаете, в поликлиниках такие диапозитивы, как мыть руки, вот всегда дома у нас были эти щиты. И мама вечерами раскрашивала краской эти самые щиты из поликлиник. Я даже не помню, чтобы мама что-нибудь говорила о войне. Хотя дело в том, что моя мама кончала военную академию. И она была даже комендантом Шлиссельбургской крепости, не больше и не меньше. Но она кончала химическую академию, она была химиком. В 30-х гг. Шлиссельбургская крепость была складом боеприпасов. И моя мама была комендантом этого. Потом родился я, мама ушла в отставку, потому что комендант с таким животом не смотрелся. Но она осталась, все-таки хоть и в запасе, она была военным инженером 2 ранга. И когда мы поехали в эвакуацию, мы попали в Красный Бор на Каме, и там сначала маму чуть не расстреляли, потому что в Красном Бору она была механиком-элеватором. Мы уехали в Чистополь, где были мамины подруги, потому что в Чистополе был союз писателей, и там были мамины приятельницы, и мы уехали туда, и через две недели элеватор сгорел, расстреляли всех, кто там работал. Я помню, после этого мама стала начальником школы воздушно-десантной в Чистополе. У нас в прихожей стоял пулемет, я всегда лежал около пулемета и убивал фашистов в невероятном количестве."
Друзья детства вспоминали, что Игорь уже в тогда был выдумщиком и заводилой. Они ходили в походы, создали общество "Кто Во Что Горазд" - сокращенно КоВЧеГ, писали стихи и даже издавали рукописные журналы. Мальчик рос увлекающимся и начитанным - ему страшно хотелось путешествовать, жить в палатке и делать научные открытия.
Представляя себя исследователем амазонских джунглей, будущий писатель и ученый вдоль и поперёк исходил Подмосковье, попутно коллекционируя минералы. Казалось, после школы ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что по комсомольской разнарядке Можейко направили в Московский Государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза.
В год окончания вуза Игорь Можейко женился на студентке Архитектурного института Кире Сошинской, ставшей его спутницей на всю жизнь и одним из его постоянных художников-иллюстраторов.
В те годы женатые могли сравнительно легко выехать за рубеж - у государства были гарантии, что специалист там не останется. Так Игорь Всеволодович был направлен в Бирму, где советские специалисты помогали строить Технологический институт.
В далекой азиатской стране Можейко работал сначала в качестве переводчика, а потом и как корреспондент Агентства печати "Новости" и журнала "Вокруг света".
Влюбившись в загадочную Бирму, Можейко занялся исследованием ее истории и культуры и в 1959-м, по возвращении в Москву, поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Вскоре молодой ученый защитил кандидатскую диссертацию о средневековой Бирме на тему "Паганское государство".
В семье Можейко уже подрастала дочь Алиса, которая не слишком интересовалась восточными странами, зато очень любила, когда отец рассказывал ей истории. Так, специально для дочки, Игорь Всеволодович принялся сочинять фантастические рассказы о девочке из будущего, которую он также назвал Алисой.
Эти рассказы, объединенные в цикл с названием "Девочка, с которой ничего не случится" увидели свет в 1965 году в популярном альманахе "Мир приключений". А вскоре произошла одна занятная история с журналом "Искатель", приложением "Вокруг света", печатавшим детективы и фантастику.
В редакции случилось ЧП: перед самой сдачей материалов очередного номера в типографию было дано указание не публиковать один из иностранных рассказов, а обложка с иллюстрацией как раз к нему уже была отпечатана.
На картинке был изображен сидящий в банке крохотный динозавр. Этот рисунок буквально требовал объяснений, так что несколько человек, спасая положение, решили написать по фантастическому рассказу о динозаврах, лучший из которых на следующий день должен был попасть в сборник.
В конкурсе принял участие и молодой учёный-востоковед Игорь Можейко, который просидел всю ночь за машинкой, а утром принёс в редакцию своё сочинение "Когда вымерли динозавры?".
Рассказ понравился всем, и даже потом шесть раз переиздавался, но в момент своего "дебюта" автор засомневался: "Я приду в институт, когда это будет напечатано, и мне скажут: "Вы, товарищ Можейко, еще и фантастику пишете! Несерьезно это".
"Мне стало так страшно, что я решил скрыться за псевдонимом", - вспоминал потом писатель. "Времени особо не было, так что я взял имя своей жены, фамилию мамы, составил из этого такое вот механическое образование и подписал произведение: "Кир Булычёв".
И подпись эта - она как бы оторвалась от меня и уже звучала, существовала сама по себе. И менять ее мне как-то было уже неудобно — перед этим Киром Булычевым. Вот так он и остался".
Стоит отметить, что в ранних публикациях псевдоним значился и с вариациями "Кир. Булычев" - с точкой-сокращением - и даже "Кирилл Булычев". Так серьёзный историк Игорь Можейко превратился в одного из самых популярных современных фантастов.
Алиса читателям понравилась, и успех окрылил писателя. Вслед за первыми короткими рассказиками про девочку из будущего появились и настоящие, "большие" книги: "Девочка с Земли" (1974), "Сто лет тому вперёд" (1978), "Миллион приключений" (1982), "Непоседа" (1985), "Новые приключения Алисы" (1990).
Успех был так велик, что Алиса Селезнёва стала звездой экрана, появившись в пятисерийном фильме "Гостья из будущего" и мультфильме "Тайна третьей планеты".