Плакаты периода Великой Отечественной войны являются реликвиями, которые ярко и эмоционально передают атмосферу военного времени. В собрании Национального музея РТ представлены плакаты, изданные в центральных издательствах в Москве и Ленинграде, а также в Казани в годы Великой Отечественной войны на русском и татарском языках.
С первых дней войны советский политический плакат являлся одним из главных средств наглядной пропаганды и агитации, действенным средством мобилизации народа на борьбу с фашизмом.
Крупнейшими центрами массового издания плакатов в 1941-1945 годах были Московское и Ленинградское отделения государственного издательства «Искусство», «Боевой карандаш», студия имени М.Б. Грекова, издательства в республиках Средней Азии и Закавказья, городах Сибири и Дальнего Востока, выездные редакции центральных газет и бригады художников, созданные при творческих союзах, художественных институтах, специальные отделы политорганов РККА и ВМФ.
Татарское государственное издательство, которое в годы войны находилось в Казани в здании Дома печати на улице Баумана, приступило к выпуску антифашистских плакатов с первых месяцев войны. Это были перепечатанные плакаты художников В.Н. Дени, Д.С. Моора, Н.Н. Ватолиной и др. Текст на плакатах печатался на русском или на татарском языках. Сохранились и плакаты, выполненные по рисункам художников Татарского государственного издательства Б.М. Альменова, Р.Ф. Сайфуллина, Н.М. Сокольского, А.М. Родионова и др. Только за первый год войны Татарское государственное издательство выпустило и распространило плакаты, тиражом свыше полмиллиона экземпляров[1]. В них показывался героизм воинов, трудовые подвиги тружеников тыла, разоблачалась античеловеческая сущность фашизма.
Кроме типографского плаката, в Казани вручную, в технике трафарета, было изготовлено около 170 номеров «Окон сатиры». Инициаторами их выпуска стали художники И.Е. Бобровицкий, Н.М. Сокольский и поэт Бруно Зернит. «Окна сатиры» выходили по 4 номера ежемесячно, тиражом до 300 экземпляров. Эти плакаты являлись самыми оперативными и общедоступными, они устанавливались во всех многолюдных местах города и отражали последние события внутренней и международной жизни.
В годы Великой Отечественной войны получили развитие два основных вида плаката: плакат героический, агитационный, прославляющий героя, призывающий на подвиг на фронте и в тылу, и плакат сатирический, разоблачительный, бичующий врага, раскрывающий его слабые стороны, колко издевающийся над ними.
Лучшие плакаты отличались четкостью силуэта центральной группы; применяемые цвета были яркие и в своем сочетании усиливали выразительность изображения.
Приоритетной являлась тема героизма советских людей на фронтах и их самоотверженный труд в тылу, а также тема единства фронта и тыла и важности трудового вклада всего народа в достижение победы. Часть плакатов, созданных художниками Татарстана была посвящена событиям, происходящим на фронте. Значительное число плакатов Татгосиздата было посвящено теме помощи тыла фронту: «Хлеб – фронту», «Не оставляй! (художник Б. Альменов), «За высокий урожай!», «Красной Армии – теплые вещи!» (художник Р. Сайфуллин) и другие. На плакатах запечатлены советские женщины-труженицы, которые пришли на смену мужчинам-бойцам, ушедшим на фронт.
Плакат Б. Альменова «Не оставляй» является одним из лучших казанских плакатов по выразительности, лаконизму и мастерству исполнения. Изображена кисть руки, указывающая на упавший колос. Этому способствует раскраска в два цвета – красный и черный, и энергичный, краткий текст-обращение.
С первых дней войны плакаты призывали к бдительности. Широко известен выполненный в июне 1941 года Н. Ватолиной и Н. Денисовым плакат «Не болтай!», который, благодаря лаконизму изображения и лозунга, стал вершиной пропаганды актуальной темы и пережил время своего создания. Основой для плаката послужили стихи С. Маршака: «Будь начеку, в такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены». Сохранился также созданный в начальный период войны казанским художником А. Родионовым плакат «Болтун», на котором сатирически изображен болтун с длинным языком.
Тема мести захватчикам звучит в творчестве художников-плакатистов. Таков, например, плакат Н. Сокольского «Канга кан! Улемгә улем!» (Кровь за кровь! Смерть за смерть!) (1941). Графическое изображение на плакате дополнено вмонтированными фотографиями, обличающими фашизм.
Массовыми тиражами издавались плакаты, посвященные армии и тылу, идеологической и практической роли руководства страны и, в первую очередь, И. Сталина. Некоторые плакаты состоят из текстов докладов и приказов, призывов, лозунгов, обращений, иногда сопровождающихся фотографиями. Между тем они помогают реально ощутить, как и чем жила страна в те годы.
В плакатах изданных в Казани, как и в других городах Советского Союза, большое значение имело сатирическое разоблачение коварного и хищного врага. Фашистские захватчики, изображались карикатурно, в виде змей, скорчившихся под гусеницами могучих советских танков, под обстрелом самолетов и задыхающихся от удара воинов Красной армии или в схватке партизанами. Так, например, как на плакате «Ларионова И.А. Фашист хәшәрәтләрне юк итик! (Уничтожим фашистских тварей!) (1941 г.)».
Художник Татгосиздата Б.М. Альменов в плакате «Фашизма кровавого сатрапы» создал образ вооруженного до зубов зверя – Гитлера с оскаленной пастью, вытянувшего свои длинные когтистые лапы. Образ, созданный в острой гротескной манере вскрывал звериную сущность фашизма. Выполненный вскоре после начала войны, плакат Б. Альменова был отпечатан тиражом в 1500 экземпляров и являлся метким залпом художника по врагу[2].
Большую популярность в годы Великой Отечественной войны получили агитационно-пропагандистские плакаты сатирического содержания художника-графика Р.Ф. Сайфуллина: «Наполеон и Гитлер», «Вороны в павлиньих перьях», «Новый порядок в Европе», «Гитлеровская виселица», «Каждое зерно — удар по врагу».
Многие плакаты Татгосиздата выпускались на русском и на татарском языках. Таков, например, плакат Р.Ф. Сайфуллина «Каждое зерно – удар по врагу». На плакате по диагонали изображены штык-нож от винтовки, рядом с колоском, которые вместе наносят удар по ненавистному врагу. Композиция простая и наглядная. Изображение дополняется выразительными стихотворными строчками Демьян Бедного:
«…Военно-оборонное
приобрели значение
и каждая крупиночка,
и каждое зерно».
Выполненные очень эмоционально, плакаты Р. Сайфуллина издавались большим тиражом, до 30 000 экземпляров.
Велика роль плаката в деле поднятия морального боевого духа на фронте и в тылу. Без плакатов нельзя представить себе города и села времен Великой Отечественной войны. Они были всюду – на стенах домов, на заводах, вокзалах, в избах. Изданные массовыми тиражами военные агитационные плакаты излучают силу и уверенность народа в неизбежности разгрома врага.
Мощное оружие агитации, плакат в тяжелые годы Великой Отечественной войны достиг высокого художественного уровня. Благодаря своей оперативности, приближению к реальным событиям жизни и широте обобщений он сумел выразить в образах сильных и взволнованных самое важное, что было характерно для жизни народа, выразить живо, непосредственно, шаг за шагом. Плакаты рассказывают о ходе самой Великой Отечественной войны, о подвигах тружеников тыла, о зверствах фашистов на захваченной территории. Они являются средством пропаганды и агитации, и в то же время - важнейшим источником, который знакомит нас с механизмами агитации и методами формирования общественного сознания. Образы героев на плакатах были примерами мужества и стойкости, напоминали о родном крае, формировали ненависть к фашизму.
Плакатами художники непосредственно откликались на запросы военного времени, воздействовали на чувства и мысли людей, тем самым, внося свой вклад в Победу.
Иванова В.В.