Родился 13 сентября 1926 года в с. Хансверкино Бавлинского района ТАССР. Из крестьян. Татарин. На военную службу был призван в 1943 году. В сражениях Великой Отечественной войны участвовал с 1944 года по май 1945 года. Демобилизован в 1950 году. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-45 г.г.», юбилейными медалями. С 1950 по 1994 годы работал шофером-оператором, оператором по исследованию скважин в НГДУ «Бавлынефть».
http://podvignaroda.ru/?#id=1520115639&tab=navDetailManUbil
Детство Нурсаита ничем особенным не отличалось. Обычная для села многодетная семья, где отец кормилец, а мать домохозяйка. Как и многим сверстникам, ему с детства выпало познать нелегкий сельский труд. Вместе с отцом и матерью трудился на подворье, присматривая за братьями и сестрами, Нурсаит был старшим из шестерых детей Усмановых. Отца, советского работника, часто переводили с места на место, а вместе с ним кочевала и семья. К восьми годам Нурсаит успел пожить не только в родной деревне Хансверкино, но и побегать по улицам центральной усадьбы совхоза «Бавлинский» и села Кызыл-Яр. В 1934 году Усмановы оказались в Бавлах. Здесь Нурсаит и стал учеником первого класса первой школы. В начале июня 1941 года он окончил 7 классов, мечтал учиться дальше, но вскоре началась война. В июле отец ушел на фронт. До отправки увез семью обратно в родную деревню, в дом младшего брага — оставить семью у чужих людей на квартире в Бавлах не решился. Мысли об учебе пришлось оставить, и Нурсаит по возвращению в Хансверкино стал работать в колхозе. Пахал, бороновал, ухаживал за лошадьми. Молодой, смышленый, энергичный, он всегда был на подхвате. Успел поработать и учеником, и целых полгода даже бригадиром. Но законы военного времени неумолимы, и пришлось 17-летнему мальчишке оставить дом, родных и идти защищать Отчизну. В ноябре 1943 года Нурсаит получил повестку о том, что он призывается в ряды Советской Армии и что он должен явиться в райвоенкомат такого-то числа, имея с собой 10-дневный запас продуктов. Их было двое из Хансверкино. Сосед-старик запряг Морячку, которая еще недавно была бригадирским транспортом Нурсаита, и отвез их в Бавлы. А там, на следующее утро, 11 бавлинских парней повезли в Ютазу, чтобы поездом отправить в учебный полк, расположенный в Ульяновской области. От Бавлов до поселка Измайловка, где располагался полк, мальчишек сопровождал Семен Кузьмич Прохоров — тоже участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена солдатской Славы, ветеран труда. Кто бы мог подумать тогда, что пройдя тяжкими дорогами войны и Нурсаит Нурмеевич и Семен Кузьмич останутся живы… и долгие годы потом будут работать на одном и том же промысле... Прилежно учился в автомобильном учебном полку молодой курсант. Все ему было интересно. Особенно приборы. Как устроены, как работают, принципиальные и технические особенности, что, как, почему — это всегда было с ним. Обостренный интерес ко всяким приборам, к точной механике остался у него навсегда и очень пригодился в дальнейшей жизни. Учеба закончилась в мае 1944 года. Выпускники были отправлены в Москву, где был сформирован отдельный автобатальон. Получили ребята американские грузовики «Студебеккеры», погрузили их на платформы и взяли курс на Молдавию. Разгрузились под Яссами уже осенью 1944 года. Война перешла за границу Родины, но от этого не перестала быть жестокой. Под первую бомбежку попал молодой солдат в городе Арад. В Румынии тогда шли жестокие бои. Немцы отчаянно сопротивлялись, пытаясь остановить продвижение советских войск. А дело было так. На станцию города Арад прибыл состав с боеприпасами и первую роту автобатальона, где служил Нурсаит, отправили за снарядами. И только подъехали сорок грузовиков к станции, как немцы сбросили с самолетов осветительные парашюты и начали бомбить. Рота с трудом развернулась и, рассредоточиваясь, сумела уйти из-под бомбежки без потерь. Попадал потом под бомбежки и в Мишкольце в Венгрии, и в самом Будапеште, когда переправлялись по 700- метровому понтонному мосту. Четыре машины тогда ушли под воду на его глазах, ему повезло. Так проходили дни за днями. Возил солдат на своем грузовике боеприпасы, живую силу, вооружение, оборудование. И до окончания войны исколесил пол-Европы. Его грузовик, наверное, помнит дороги Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, Австрии, Германии. Слава Богу, не настигли его ни пуля, ни осколок. Посчастливилось встретить долгожданную победу. А было это в Братиславе. Прикомандированный для вывоза боеприпасов с аэродрома, он жил в отдельном домике на пару с офицером-танкистом. Квартировали в отдельных комнатах. В этот вечер все было обычно, как и всегда. Но вдруг поздно вечером на аэродроме началось что-то невообразимое: взлетают ракеты, стучат пулеметы, стрекочут автоматы. Дом в полутора километрах от аэродрома — все отлично видно и слышно. Первая мысль: «Немцы десант кинули». Вскочил, схватил автомат, два запасных диска приготовил, четыре гранаты. Присматриваться начал, как оборону занять. А вот они уже и по высокой лестнице бегут, кричат. Держись, солдат! Только различил он вдруг, что говор-то русский. И знакомый голос слышится: «Николай, Наколай-татарчонок, где ты? Победа!!!». Тогда только сообразил, что не немцы это, а свои... ...Деревенский парень, воспитанный в строгих правах, он только здесь, от великой радости, впервые выпил. Сам бы не стал, друзья заставили. Победа! Вернулся в свою часть под Братиславой, продолжил службу в полку знаменитого воздушного асса - капитана Метлицкого в распоряжении штаба бронетанковых войск 2-го Украинского фронта, с имуществом и архивами которого в августе 1945 года приехал в Одессу. Еще долгих пять лет прошло с тех пор. И только в 1950 году закинул солдат рюкзак за плечо и пошел домой... Приехал в Бавлы в апреле. Семья его вновь была уже здесь. Заведующий укрупненным промыслом Георгий Николаевич Едигаров принял молодого фронтовика шофером. Дали ему полураскулаченную полуторку. Не беда! Руки к труду привычные. Перебрал машину до болтика, купил недостающие запчасти на свои деньги, собрал, покрасил, подогнал к конторе и зашел, чтобы доложить главному инженеру Евгению Федоровичу Синявскому о том, что он «выехал». Тот вышел во двор, огляделся кругом и, показывая на неузнаваемую полуторку, спрашивает у Нурсаита: «А это кто приехал?» «Никто не приехал, это наша полуторка», отвечает Нурсаит. Ничего не сказал Евгений Федорович, только почему-то резко повернулся и засеменил в контору. Оттуда выходят уже вдвоем с Георгием Николаевичем. И обошли не раз машину, и трогали, и хлопали, и восторгались, а виновник стоял скромно в стороне и улыбался. Устроившийся на работу недавно молодой шофер получил в тот день свою первую премию. В знак благодарности за старательность, знания и золотые руки отвалил Георгий Николаевич своим приказом бывшему фронтовику аж три оклада сразу. В долгой трудовой жизни Нурсаита Нурмеевича премий этих будет немало. Но все они будут вручаться ему за те самые качества, которые впервые оценил Георгий Николаевич. Вскоре поступила на промысел исследовательская машина, и главный геолог промысла Иван Яковлевич Юрин предложил Нурсаиту стать шофером - оператором. Это был поворотный момент в его трудовой биографии. Он стал оператором по исследованию скважин и свыше сорока лет своей жизни посвятил этой профессии. Как специалист, отлично владеющий техникой и приборами, Нурсаит Нурмеевич в течение ряда лет работал в летнее время с группой московских ученых, проводивших широкий спектр исследовательских работ на бавлинском месторождении. Уезжая, ученые сказали: «Результаты хорошие. Вас ждет поощрение». И вот в 1963 году получает Нурсаит Нурмеевич первую награду за мирный труд медаль «За трудовое отличие». В течение всей жизни ни высокие награды, ни премии, ни особые знаки внимания не замутили чистоты его трудолюбия и скромности. Пройдут годы, его грудь украсят медали «За доблестный труд», «За трудовую доблесть», орден Октябрьской революции, трижды его будут избирать народным заседателем Верховного суда ТАССР, отметят знаком «Отличник нефтедобывающей промышленности СССР», он станет почетным работником НГДУ «Бавлынефть», но все это как будто бы ни с ним. Ничего не менялось ни в его характере, ни в прилежании, ни в поступках. Он остался таким, каким был всегда скромным и незаметным, честным и открытым. Работу свою любил. Для него это было что-то светлое и возвышенное. Потому и отдал ей 44 года своей жизни. И лишь в 1994 году ушел отдыхать окончательно. В первое время места себе не находил. Терзался. Не привык он сложа руки сидеть, вот и маялся. Потом привык. Успокоился. Если бы снова начать, говорит, мягко улыбаясь, то вновь бы пошел по той же тропке трудовой. Ведь у нас всего-навсего один несчастный глубинный манометр был. И то было интересно. А сейчас такая техника, столько приборов, да каких! Одно бы удовольствие работать. Пошел бы. Пошел бы снова...
Бухарест Гарипов.